Background Image
Previous Page  3 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 8 Next Page
Page Background

3

ПАМЯТЬ

– Владимир Самсонович,

недавно в Мосгордуме

состоялась ваша встре-

ча с Николаем Губенко.

Его «Подранки» – это ки-

но о вашем детстве.

Вы помните свое впечатле-

ние, когда впервые увиде-

ли этот фильм?

– Конечно, я был потрясен.

Я сразу понял, что режис-

сер прожил и прочувство-

вал все сам. Он описывал

то, что и я видел своими

глазами. Как мы всем дет-

ским домом шли к морю

или эпизод со взрывчаткой.

Главное, Губенко удалось

передать атмосферу!

– Если бы вам самому до-

велось снять фильм о дет-

ском доме, какие момен-

ты в него бы вошли?

– Воспоминания разные.

Были забавные случаи,

а иногда в памяти вста-

ют картины, от которых хо-

лодок пробегает… Я пом-

ню комнату. Мы, малыши,

стоим на коленках, мо-

лимся. Ходит священник,

а в дверях немец стоит

с автоматом. Не знаю, поче-

му так делали? Наверное,

чтобы дети успокоились,

чтобы не очень бесились.

Раз в месяц немцы

брали у нас кровь для сво-

их

раненых.

Заводили

в комнату, сажали малы-

шей на скамеечку. Один

подходит, второй… Иглу

вставляли, нужно было ку-

лачком работать, чтобы

кровь пошла. Потом нянька

выводила нас.

Еще

я

вспоминаю

смешной эпизод, как мы

у немца украли мыло. Ле-

том на улице у крана сто-

ит он в трусах, майке и са-

погах, что-то стирает. А мы

с другом из-за кустов смо-

трим.

Рядом

кирпич-

ная тумба, на которую он

то и дело кладет мыло.

Мы с другом это мыло –

цап и бежать! Он услышал,

погнался за нами, кричал.

Но мы успели скрыться,

а потом отдали это мыло

няньке. Она была так до-

вольна, мыло – страшный

дефицит!

Очень ярко запомнил-

ся случай уже после ос-

вобождения Одессы. Мы,

маленькие дети, сидим

на лужайке, с нами наша

воспитательница. И вдруг

из-за деревьев выходит

солдат с вещмешком. Как

воспитательница

закри-

чала! Оказалось, ее муж

вернулся с фронта. Она

бросилась к нему, упала,

обняла ноги. Нянька нас

сразу увела, но я запом-

нил сцену: он стоит, она

ему голову на грудь поло-

жила и плачет.

– А какие были взаимо-

отношения среди ребят

во время войны?

– Отличнейшие, великолеп-

ные отношения между ре-

бятами были. Кто-то кому-

то мог в нос дать, конечно,

но это обычные пацаньи

разборки. А так старшие

младших всегда опекали.

Если кто-то на младшего

огрызался, то сразу же на-

ходились защитники: «Ты

что малыша трогаешь?» По-

могали малышам пришить

пуговицу, шнурки завязать,

починить одежду или что-

нибудь сделать, когда в ба-

ню водили – старшие млад-

ших мыли.

Мы все были сиротами,

мы не могли выпендри-

ваться друг перед другом.

Все были затронуты го-

рем этой войны. Мы очень

остро чувствовали, что жи-

вем в плену, что мы залож-

ники.

Было очень страшно,

когда освобождали Одес-

су от фашистов. Немногие

знают, что немцы издали

указ: во время их отступле-

ния во всех домах все две-

ри должны быть открыты-

ми, чтобы им легче было

расправляться с населе-

нием. И этот проход войск

по улицам, грохот, особен-

но ночью, – это кошмар,

это ужас! Очень много бы-

ло кавалерии, и я до сих

пор с внутренним страхом

вспоминаю в темноте цокот

подков по мостовой. Это не

передать, страшно. Малы-

ши плакали, забивались

в угол. И няньки, воспита-

тельницы нас успокаивали:

«Тише, тише, тише», стара-

лись защитить нас. Сирот-

ский дом немцы, видимо,

проскочили...

– Как вы думаете, нынеш-

ние дети понимают, что та-

кое война, что пережило

ваше поколение?

– Сейчас был у меня де-

вятиклассник

Максим,

мы разговаривали с ним

о войне. Я ему принес кни-

гу «СС в действии». Страш-

ная книга! Там есть одна

чудовищная документаль-

ная фотография. Украина,

1941 год. Расстрелянная се-

мья, и стоит мальчишка лет

12–13. Подпись: «Сейчас

его застрелит стоящий сза-

ди офицер». Мальчик сто-

ит за секунду до смерти.

За что ребенка убивают?

Может быть и хорошо,

что дети не понимают все-

го трагизма. Но с другой

стороны, им надо постоян-

но говорить, что такое фа-

шизм, что такое война.

Они не понимают, что

в одночасье жизнь обрыва-

ется и делится на «до вой-

ны» и «во время войны».

Не будет дискотек, встреч

с друзьями, походов на ста-

дион, в театры, кино. Вой-

на. Это конец, обрывается

нормальная жизнь.

Я всей душой желаю,

чтобы кошмар войны ни-

когда не повторялся на на-

шей земле, чтобы юным

поколениям не пришлось

жить в страхе.

Вера МИХАЙЛОВА

ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ:

Надо говорить детям,

что такое фашизм

Владимир Степанов работает в школе «Самбо-70» уже 28 лет. Школьники его

обожают, а он относится к ним с добротой и искренним участием. «Нет плохих

учеников, есть плохие учителя», – цитирует он Суворова.

Владимир Самсонович родился в Одессе в 1939 году. Вскоре после начала войны

немцы расстреляли его маму и маленькую сестру. Вместе с двумя старшими

сестрами он остался сиротой и попал в детский дом, где провел более семи

лет. Об этом месте, которое стало домом для сотен детей в оккупированной

фашистами Одессе, режиссер Николай Губенко снял пронзительный фильм

«Подранки». Николай Николаевич – еще один воспитанник этого интерната.

Владимир Степанов, Николай Губенко и Ренат Лайшев

на встрече в Мосгордуме