7
ПСИХОЛОГИЯ
«Ужас» предстоящего
события – начала учеб-
ного года – уже с первых
дней августа не давал мне
покоя. Самое сложное
было организовать сына,
который пошел во второй
класс, начать заниматься
и понимать, что во время
каникул тоже стоит иногда
почитать и даже пописать.
Все это вызывало у него
бурю негодования и даже
агрессию. Услышала, что
я его «совершенно не по-
нимаю» и что если я буду
настаивать, «он делать
ничего не будет». К концу
августа мамина настой-
чивость одержала верх.
И я решила поделиться
с вами некоторыми секре-
тами включения детского
внимания и дисциплинар-
ного подхода.
Метафоричные исто-
рии и поучительные рас-
сказы
– вот арсенал мамы
школьника. Мы обсуждали
разные истории про «хо-
роших» и «плохих» маль-
чиков, про последствия
безделья и непослушания.
Дети вполне улавливают
причинно-следственные
связи и переносят ситуа-
ции на себя с точки зрения
понимания метафор. Чудес
сразу не ждите, реакция
появится чуть позже. Обя-
зательно появится, даже
если ваш ребенок делает
вид, что он глух к вашей
болтовне. Ему просто не-
выгодно реагировать сра-
зу – вдруг вы несерьезно?
Режим и дисципли-
на.
Все ритуалы должны
сопровождаться опреде-
ленным эмоциональным
включением
родителя.
Ребенок понимает личный
пример, поэтому начните
с себя, нормализуйте свой
сон, своевременное пита-
ние. Например, начните
сами есть кашу по утрам,
и тогда и ваш ребенок при-
выкнет к ранними при этом
довольно плотным завтра-
кам. Чистить зубы утром
и вечером тоже лучше все-
го вместе, тогда у ребенка
меньше шансов избежать
этой процедуры. Переоде-
ваться после школы в до-
машнюю одежду, готовить-
ся к завтрашнему учебному
и рабочему дню – все это
может быть примером дис-
циплины и одновременно
родительским контролем
по выполнению.
Удивляйте
ребенка!
Разбивайте
привычный
шаблон родительского по-
ведения. Давайте возмож-
ность неожиданного отды-
ха и послабления именно
тогда, когда ребенок не
ожидает. Сентябрь слож-
ный период для взрослых,
и ребенку бывает тяжело
сконцентрироваться и на-
строиться на новый ритм
после каникул. Старайтесь
именно в сентябре его не
перегружать, дайте ему
вникнуть в учебный про-
цесс. Еще важный момент –
родительская реакция на
оценки. Удивительно, но
именно с виду равнодуш-
ные к оценкам дети пере-
живают серьезный стресс
постоянной неудачи. И за-
щитный механизм психики
таков – «я все время делаю
все не так, зачем мне ста-
раться?». Если ситуация
патовая и наказание необ-
ходимо, спросите у вашего
ребенка: как его следует
наказать? Такого ребенок
точно не ожидает, и приду-
мать самому себе наказа-
ние – это тоже может быть
интересно и не так обидно.
Тогда само это событие вос-
принимается легче и эмо-
ционально запоминается
надолго.
В моей психологиче-
ской практике всегда актуа
лен вопрос, как мотивиро-
вать ребенка к усердию.
Считаю, что здесь нет ме-
лочей.
1.
Приведите в порядок
рабочий стол ребенка. На-
ведите чистоту и создайте
уют, привлеките его к этому
подготовительному этапу.
Положите красивые школь-
ные принадлежности, что-
бы учеба даже эстетически
вызывала у ребенка удо-
вольствие. Рабочее место –
это психологический якорь,
который, будучи положи-
тельным, поможет ребенку
сконцентрироваться.
2.
Подготовьте чистые те-
тради, соберите все необ-
ходимое к школе. Выбери-
те портфель, который будет
нравиться в первую оче-
редь ребенку. Дело в том,
что мотивация достижения
у детей работает лучше,
чем у взрослых. Малыша
проще убедить в том, что
если он сделает и постара-
ется, то ему достанется не-
кое поощрение. И тогда ре-
бенок действует с большим
усердием и старанием.
3.
Начните с самого малого,
с того, что не вызвало бы
трудностей в выполнении,
хвалите ребенка, восхи-
щайтесь его минималь-
ными успехами. Раппорт,
эмоциональная коалиция
с родителями действует
магически, и ребенок ста-
рается не подвести всю
команду – семью.
4.
Дайте ребенку самому
почувствовать себя взрос-
лым. Купите ему красную
ручку, пусть он сам ищет
ошибки в своих чернови-
ках. Ребенок будет делать
это с усердием и важным
видом.
5.
Делайте акценты на том,
что получилось лучше все-
го. Зеленой ручкой обводи-
те то, что вышло особенно
хорошо, и подскажите, на
что обратить внимание, что
надо подтянуть.
6.
При домашней работе,
в черновиках, ставьте по-
ложительные оценки – «4»
и «5». Будьте снисходитель-
ны.
7.
Обязательно соблюдайте
систему и давайте задание
на завтра. Внушайте, что
выполнение
домашних
заданий неизбежно: «Мы
будем заниматься каждый
день, что бы ни случилось».
Всем детям не хочется
заниматься тогда, когда
уроки – бесконечная рути-
на и неинтересное время-
препровождение. Задача
родителей младшекласс-
ников – организовать си-
стемный процесс обучения
и увлечь ребенка внимани-
ем и заботой.
К началу учебного года
мой сын, принципиально
отказывающийся учиться,
все-таки сменил «гнев на
милость» и сейчас решает
математику с удоволь-
ствием. Он просто начал
понимать, что он делает
и зачем и какие возможны
последствия. Он пришел
к детскому разумному вы-
воду: «Получается, я сейчас
быстро все сделаю, поста-
раюсь, и потом мы с тобой
вместе...» А дальше уже
наступает ваше общее дет-
ско-родительское удовлет-
ворение и удовольствие.
Любите ваших детей,
уделяйте им свое драго-
ценное и такое нужное
внимание, помогайте и по-
ощряйте их, и тогда они
удивят вас своей искренно-
стью и сознательностью.
УРОКИ УСЕРДИЯ
Где:
ЦКИ «Меридиан»
Когда:
до 15 сентября 2016 года
Контакты:
ул. Профсоюзная, д. 61.
Тел:
8 (495) 333-35-38
Сайт:
http://www.meridiancentre.ru/Сразу две выставки о Москве пройдут
в ЦКИ «Меридиан» ко Дню города.
Одна – «Взгляд на улицыМосквы в пре-
ломлении времени» в исполнении мо-
сковскогофотографаАндреяЗамахина.
В экспозиции представлены фотогра-
фии, запечатлевшие «старую» и «но-
вую»Москву. Втораявыставканазыва-
ется«НемногооМоскве».Онанаглядно
продемонстрирует,скольбольшоевли-
яние столица оказала на творчество
множества известных российских и со-
ветских писателей. Через цитаты из
произведений и стихотворений, посвя-
щенных любимому городу, через стро-
ки личной переписки гости экспозиции
смогут открыть для себя новые грани
знакомых произведений.
Где:
Государственный Дарвиновский
музей
Когда:
до 2 октября 2016 года
Контакты:
ул. Вавилова, 57.
Телефон:
(499) 783-22-53.
Экскурсионное бюро:
(499) 132-10-47.
Сайт:
http://www.darwinmuseum.ru/Вам тоже говорили в детстве, что
если приложить ухо к раковине, то
можно услышать шум океана? Что ж,
вынуждены разочаровать – это лишь
красивая легенда, не имеющая никако-
го научного обоснования. На выставке
«В мире заблуждений» собрано более
40 самых распространенных биологи-
ческихмифовипредрассудков, которые
мы всю жизнь принимали за чистую
монету. Побывав на ней, вы по-новому
взглянете на хорошо знакомые вещи.
Где:
Государственный Дарвиновский
музей
Когда:
до 25 сентября 2016
года
Контакты:
ул. Вавилова, 57.
Телефон:
(499) 783-22-53.
Экскурсионное бюро:
(499) 132-10-47.
Сайт:
http://www.darwinmuseum.ru/Сразу хотим предупредить: посеще-
ние этой выставки опасно для ваше-
го спокойствия! Работы пейзажных
фотографов Екатерины Васягиной
и Кирилла Уютнова под общим назва-
нием «Куда приводят мечты» даже
закоренелого домоседа заставят
собрать чемодан и отправиться по
России – своими глазами увидеть не-
обыкновенные красоты нашей стра-
ны. Холодные озера в горах Якутии
и ледяные торосы на замерзшем
Байкале, заснеженные горы Кавказа
и зимний ледостав в Карелии, золо-
тистые осенние леса Урала и зеленые
сполохи в небе Ямала, от Кольского
полуострова до Чукотского и от чер-
номорского побережья до моря Лап-
тевых – выникогда не видели столько
восхитительных пейзажей сразу.
Где:
ЦКИ «Меридиан»
Когда:
28 сентября 2016 года, 19:05
Контакты:
ул. Профсоюзная, д. 61.
Тел:
8 (495) 333-35-38
Сайт:
http://www.meridiancentre.ru/Семинар «Профориентация и прин-
ципы овладения профессией» – для
всех, кто думает, что ошибся с про-
фессией или не нашел еще своего
призвания. Специалист Исследова-
тельского Центра Человека, автор
уникальной методики тренингов по
функциональному обучению социо-
нике Елена Финогенова рассмотрит
самые распространенные ошибки,
которые совершают люди, затруд-
няющиеся определиться со своим
родом деятельности. Как их испра-
вить, а еще лучше избежать, расска-
жут ведущие семинара.
НЕ ПРОПУСТИ!
Как мотивировать свое чадо, чтобы
школьные и домашние занятия
не превращались в каторгу – для
ребенка и вас самих
Психолог и психодиагност Анна СУХОВА – весь этот год
вместе с читателями «Тёплого края». Наша почта полнится
вашими письмами в адрес Анны с благодарностью и пред-
ложениями новых тем. О чем же в сентябре расскажет мама
второклассника? Конечно, об учебе!