5
пионерии
«Самбо-70» – это, конеч-
но, не детское движение.
Но это большая семья, со-
общество или, как теперь
принято говорить, комью-
нити. Очень многие прихо-
дят на работу к нам, мно-
гие продолжают общаться
и встречаться после окон-
чания школы. То же самое
происходит и в нашей Все-
российской организации
«Дети России Образован-
ны и Здоровы» (сокращен-
но – ДРОЗД). Эта организа-
ция существует с 2003 года
и имеет свои центры в де-
сятках городов России.
Я вижу, что детям нуж-
ны такие сообщества, чув-
ство товарищества, общие
задачи и цели, атрибутика
и традиции. Задача взрос-
лых − дать им такую воз-
можность! Отрадно, что
создана Межрегиональная
рабочая группа. Ведь если
мы говорим о становлении
гражданского
общества,
о воспитании подрастаю-
щего поколения, то без раз-
витой системы детских ор-
ганизаций этих целей не
достичь.
Законодательная, норма-
тивно-правовая база, регла-
ментирующая деятельность
детских организаций, отсут-
ствует или морально устаре-
ла. Основной документ, ре-
гулирующий деятельность
именно детских обществен-
ных объединений, − Фе-
деральный закон «О госу-
дарственной
поддержке
молодежных и детских об-
щественных объединений»
№ 98-ФЗ от 28 июня 1995
года. Это было 20 лет назад!
Необходимо
срочно
совместными
усилиями
определять контуры ново-
го законопроекта, направ-
ленного на формирование
полноценной системы дет-
ских организаций. Нужно
изучать и расширять регио-
нальный опыт. Со своей
стороны готов иницииро-
вать обсуждение этого во-
проса в московском пар-
ламенте.
ДРУГАЯ РЕКА
Константин Андреев
, заве-
дующий отделом культур-
но-просветительских и об-
разовательных программ
Государственного
музея
ГУЛАГа, руководитель раз-
новозрастного
отряда
«Аванпост», настроен кри-
тично, но верит, что когда
государство сформулирует
свое видение развития дет-
ского движения, ситуация
кардинально изменится:
− О детском движе-
нии никто ничего не знает.
Я был в шоке, когда понял,
что методы, которые при-
меняются в работе с дет-
скими организациями, во-
обще никому не известны.
В линейке основных пози-
ций государства нет при-
оритетов, выходящих на
детские общественные ор-
ганизации.
Органы власти не всег-
да понимают, какой долж-
на быть отдача этих дет-
ских организаций. Был
Всероссийский
конкурс
детских организаций, на
котором глава Росмолоде-
жи Сергей Поспелов ска-
зал очень важные слова:
«Ребята, я не представ-
лял, что вы настолько ис-
кренние, я не представлял,
насколько это важно для
вас». Так один крупный чи-
новник проникся нашими
идеями. Но пока что у нас
в стране все равно очень
мало проводников детства.
Вице-президент Ассо-
циации
исследователей
детского движения, кан-
дидат
педагогических
наук
Тамара Трухачева
призывает лидеров органи-
заций смелее действовать
в сегодняшних условиях, не
ожидая помощи сверху:
− Очень долго вожатые
пионерских дружин меч-
тали о самостоятельности.
И вдруг в один день про-
изошло то, чего мы так хо-
тели. Мы стали полностью
самостоятельны. Когда го-
товился первый закон об
общественных объедине-
ниях, наши лидеры ходили
и говорили: «Мы там долж-
ны быть». Так и случилось,
нас туда вписали.
Но мы не предвидели,
чем это грозит. А это обер-
нулось тем, что государство
нас отделило от себя бес-
поворотно и окончательно.
Перевело в общественный
институт, бросило в другую
реку, где мы должны были
выплыть. Как? Составляйте
проекты, а мы вас поддер-
жим.
Государство сразу же
ратифицировало Конвен-
цию о правах ребенка.
И дало всем детям граж-
данские права и свободы.
Дальше государство при-
нимает еще один закон –
о гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации.
И наконец, мы являемся
свидетелями уникального
документа – Национальной
стратегии действий в инте-
ресах детей. Что нам еще
надо? У нас все есть.
Что в это время делаем
мы? Хлопочем о поддерж-
ке государства. И так уже
25 лет. Надо раз и навсег-
да понять: государство нам
ничего не должно, мы обя-
заны научиться быть само-
достаточными.
***
Поднятая тема настоль-
ко обширна, что даже когда
профессионалы касаются
ее, разговор можно толь-
ко прекратить, но не завер-
шить. Ни один круглый стол
не способен ответить хоть
на малую часть вопросов.
Сегодня пестрое лоскутное
одеяло детского движения,
увы, никого не греет. Толь-
ко в Москве официально
более 800 маленьких и два
десятка более крупных ор-
ганизаций, но дают ли они
социальный эффект? За-
метна ли обывателю и го-
роду их деятельность, как
в прежние времена дела
пионерские?
Когда-то детское обще-
ственное движение най-
дет свой путь или тысячи
разных путей, и количество
станет переходить в каче-
ство. Но не стоит ли госу-
дарству, много разрешаю-
щему и незапрещающему,
перестать со стороны на-
блюдать за робкими попыт-
ками начинающих пловцов,
а самому войти в эту воду?
Ведь важно еще знать, куда
плывем!..
Денис КРАВЧЕНКО,
Вера МИХАЙЛОВА,
Станислав КРАВЧЕНКО
(фото)
Сегодняшнее детское движение России — яркое и пестрое
Скауты:
дважды
рожденные
Официальной
датой
основания детского дви-
жения в России принято
считать 30 апреля 1909
года. В этот день в Пав-
ловске под Петербургом
гвардейский офицер Олег
Пантюхов
организовал
первый российский отряд
скаутов.
Движение
скаутов
было основано в Велико-
британии в 1907 году Ро-
бертом Баден-Пауэллом.
Его книга-учебник «Юный
разведчик» была издана
в России в 1908 году.
В 1910 году Баден-Пауэлл
приезжал в Россию и бе-
седовал о перспективах
скаутинга с императо-
ром Николаем II. Скаутом
был и царевич-наследник
Алексей.
Движение
скаутов
стало первым массовым
детским
движением
в России. Наиболее ин-
тенсивно оно развивалось
в годы Первой мировой
войны. Скауты работали
связистами в организаци-
ях военного ведомства,
несли строевую службу,
участвовали в суббот-
никах, помогали на сель-
хозработах, участвовали
в борьбе с беспризорно-
стью, собирали средства
голодающим губерниям,
работали в санитарных
поездах.
Осенью 1917 года
насчитывалось 50 000 ска-
утов в 143 городах России.
Но в 1926 году скаутские
организации были офици-
ально запрещены — им
пришли на смену пионеры.
Днем второго рождения
скаутинга в России счи-
тается ноябрь 1993 года.
Тогда был образован Рус-
ский Союз Скаутов (РСС).
Основными
целями
деятельности
Русского
Союза Скаутов являются
воспитание
детей
и молодежи достойными
гражданами
России,
привитие им навыков
развивающей
инициа-
тивы, организаторских
способностей,
от-
ветственности и воз-
можности
принимать
самостоятельные
ре-
шения, направлять свою
деятельность на пользу
общества. Скаутинг учит
оптимизму, социальному
творчеству и терпимо-
сти, сознательной дисци-
плине. Учит, что самыми
дорогими для человека
являются дружба, това-
рищество,
братство
и обязательно чувство
милосердия.
В
Союзе
разработана
система
профессиональной
под-
готовки скаутов. Здесь
ребята делают первые
шаги в разных професси-
ях − спасатель, эколог,
связист, бизнесмен.
Девиз скаутов, как
и 100 лет назад: «Будь
готов!»
Юлия ЛАЙШЕВА