Background Image
Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

4 ДИСКУССИЯ

Четверть века, как не ста-

ло Всесоюзной пионер-

ской организации имени

В. И. Ленина. Тот, кто сего-

дня моложе 34−35 лет, ни-

когда не повязывал галстук

с тремя алыми языками.

Есть, конечно, исключения –

пионерия-то существует, но

совсем не в прежних мас-

штабах.

Есть пионерия и в брат-

ской Беларуси, и в Китае,

на который в последнее

время мы смотрим с на-

деждой. В мире все очень

неплохо с детскими обще-

ственными

организаци-

ями! Тех же скаутов, чья

организация стала прото-

типом для наших пионеров,

сейчас 38 млн в 217 странах

мира.

У нас же, по некото-

рым оценкам, участием

в детских организациях

и объединениях охваче-

но не более 10% детского

населения. И это пробле-

ма, которую многие спе-

циалисты возводят в ранг

государственной. Ведь под-

линно гражданское обще-

ство в по-настоящему пра-

вовом государстве должно

начинаться с юных росси-

ян. Именно в детских об-

щественных организациях

прививаются навыки пра-

восознания, учат прояв-

лять свою гражданскую по-

зицию.

Так ли это? Не пора ли

сделать выводы и перело-

мить ситуацию? Ответы на

эти вопросы искали участ-

ники круглого стола, состо-

явшегося в Общественной

палате России.

СТРАТЕГИЯ

ДЕЙСТВИЙ

Дискуссия состоялась по

инициативе

Любови Духа-

ниной

, председателя Ко-

миссии по развитию науки

и образования Обществен-

ной палаты России и Меж-

региональной

рабочей

группы, которая объедини-

ла взрослых из 18 регионов

страны,

содействующих

взаимодействию,

коор-

динации и консолидации

детского

общественного

движения. Любовь Никола-

евна, которая также входит

в Центральный штаб Об-

щероссийского

Народно-

го фронта и Координацион-

ный совет по реализации

Национальной стратегии

действий в интересах детей

при Президенте РФ, в са-

мом начале разговора под-

черкнула, что государствен-

ная власть видит – детское

движение ширится − и го-

това создавать условия для

его развития:

– 25 лет назад развал

единой пионерской орга-

низации дал старт созда-

нию большого количества

общественных детских ор-

ганизаций. Четверть века

для истории − это не очень

много, но если разделить

это время на периоды дет-

ства ребенка, из которых

3−4 года он бы провел в пи-

онерской организации, то

речь идет уже о нескольких

поколениях, которые не по-

лучили опыта лидерства,

дружбы, взаимовыручки.

Нам известен указ пре-

зидента о Национальной

стратегии действий в инте-

ресах детей на 2012−2017

годы, в этом документе де-

ти по существу признаны

партнерами власти. Они

имеют право решать все

серьезные вопросы, затра-

гивающие семью, школу,

общество, государство.

Как это сделать? Как

услышать голос ребенка,

когда у нас звучат в основ-

ном голоса политиков? Не-

смотря на то что созданы

юридические предпосыл-

ки для развития детского

движения, ситуация скла-

дывается непросто. Разви-

тие детских организаций

требует очень многих ус-

ловий. Не только наличие

взрослого, который готов

поддерживать своим уча-

стием ребят. Это и помеще-

ние, и какие-то финансо-

вые затраты. Есть и другие

проблемы. Общественная

палата готова вместе с за-

интересованными сторона-

ми обсуждать способы их

решения.

ЛОСКУТНОЕ

ОДЕЯЛО

Алексей

Трубин

,

ру-

ководитель Общественно-

го холдинга «Территория

интеллекта», считает, что

сегодняшнее детское дви-

жение России как пестрое

лоскутное одеяло – огром-

ное многообразие видов

и типов организаций, мно-

жество различных подхо-

дов. Однако возможность

создания мощной единой

организации

продолжа-

ет обсуждаться на разных

уровнях:

Как только государ-

ственная монополия рух-

нула, сформировался ры-

нок детских общественных

организаций, на котором

действительно

непросто

играть. Это при том, что

обилия ресурсов и конку-

ренции на этом рынке нет

и бороться здесь собствен-

но не за что.

Многие

руководите-

ли утверждают, что единая

детская организация необ-

ходима. Но пока ни одна из

этих инициатив не достигла

массового

распростране-

ния и признания.

Проводя

множество

встреч по этой теме, мы

спросили у коллег в Пяти-

горске: «А зачем вам еди-

ная детская организация?»

И ответ был дан: «Нам ну-

жен новый рывок, новый

старт, свежее дыхание».

Но мы прекрасно понима-

ем, что создание единой

детской организации − да-

леко не единственный спо-

соб дать новый импульс

детскому движению. Если

многие

представители

старшего поколения нахо-

дятся в плену ностальгии,

то у детей, с которыми мы

сейчас общаемся, ее нет

и быть не может.

Есть ряд проблем, на-

зову основные. На дан-

ный момент детские обще-

ственные организации не

имеют признанного юри-

дического статуса. Есть

ряд законов, которые по-

зволяют их создавать, при-

знают факт их существова-

ния, но никоим образом не

допускают

государствен-

ной регистрации детских

общественных

организа-

ций. Последнее изменение

в законодательстве, каса-

ющееся детских организа-

ций, − упразднили форму

«движение», с помощью

которой очень часто объ-

единялись дети в России.

Также в стране отсутствует

система подготовки взрос-

лых. Нет преемственности

между детскими и  моло-

дежными общественными

организациями, как это

было раньше, по верти-

кали «октябрята – пионе-

ры − комсомольцы». От-

сутствуют

механизмы

взаимодействия

детских

организаций с партнерами.

Нет координационно-

го центра. Есть два лагеря

руководителей: одни вы-

ступают за то, чтобы ими

руководили и их направ-

ляли, вторые − за то, чтобы

их не трогали и дали спо-

койно развиваться. Но все

признают, что должен быть

центр координации.

Зачастую государствен-

ная поддержка в той фор-

ме, в которой она оказы-

вается, означает отказ от

общественного

статуса.

Детское движение – это

гражданское

общество,

а значит, оно должно иметь

право собственной иници-

ативы, право на независи-

мость и использование го-

сударственной поддержки.

РЕСПУБЛИКА

В ТЕПЛОМ СТАНЕ

Депутат Московской город-

ской думы, генеральный

директор Центра спорта

и образования «Самбо-70»

Ренат Лайшев

убежден,

что законодательная ба-

за для деятельности дет-

ских общественных орга-

низаций устарела и без ее

модернизации будет труд-

но рассчитывать на рывок

в этом направлении:

− Я всю жизнь посвятил

работе с детьми с молоде-

жью. Школа «Самбо-70»

в этом году отмечает свое

45-летие, и я был в ее пер-

вом выпуске. Сегодня это

Центр спорта и образования,

где занимаются 16 тысяч

воспитанников по 24 ви-

дам спорта. Наша модель

уникальна: в нашем центре

дети и учатся в общеобра-

зовательной школе, и тре-

нируются.

Становясь

учеником

«Самбо-70», все годы ре-

бята приносили клятву на

верность школе, городу

и стране. У нас есть герб

и гимн, в котором звучат

слова,

подчеркивающие

наше

демократическое

устройство:

«республика

в Теплом Стане». Огромное

значение придается обще-

школьным мероприятиям

и гражданско-патриотиче-

скому воспитанию.

25 ЛЕТ БЕЗ

Детское движение в России ищет

магистральное направление

Круглый стол в Общественной палате России, посвященный детскому движению,

состоялся именно 19 мая − в день рождения пионерской организации

Ежегодно в пионерскую организацию принимаются

новые члены. Но теперь пионерия отделена

от государства

Наличие программы работы организации.

Четкая формулировка целей работы организации, вы-

бор в качестве задач формирование социально одобряе-

мых качеств личности.

Наличие структуры организации.

Наличие проработанной системы руководства органи-

зацией.

Наличие символики организации (форма одежды,

флаги, знамена, герб, гимн).

Традиции организации (посвящение, традиционные

собрания, праздники).

Основные особенности деятельности детских

организаций позитивной направленности: