4 ДИСКУССИЯ
Четверть века, как не ста-
ло Всесоюзной пионер-
ской организации имени
В. И. Ленина. Тот, кто сего-
дня моложе 34−35 лет, ни-
когда не повязывал галстук
с тремя алыми языками.
Есть, конечно, исключения –
пионерия-то существует, но
совсем не в прежних мас-
штабах.
Есть пионерия и в брат-
ской Беларуси, и в Китае,
на который в последнее
время мы смотрим с на-
деждой. В мире все очень
неплохо с детскими обще-
ственными
организаци-
ями! Тех же скаутов, чья
организация стала прото-
типом для наших пионеров,
сейчас 38 млн в 217 странах
мира.
У нас же, по некото-
рым оценкам, участием
в детских организациях
и объединениях охваче-
но не более 10% детского
населения. И это пробле-
ма, которую многие спе-
циалисты возводят в ранг
государственной. Ведь под-
линно гражданское обще-
ство в по-настоящему пра-
вовом государстве должно
начинаться с юных росси-
ян. Именно в детских об-
щественных организациях
прививаются навыки пра-
восознания, учат прояв-
лять свою гражданскую по-
зицию.
Так ли это? Не пора ли
сделать выводы и перело-
мить ситуацию? Ответы на
эти вопросы искали участ-
ники круглого стола, состо-
явшегося в Общественной
палате России.
СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ
Дискуссия состоялась по
инициативе
Любови Духа-
ниной
, председателя Ко-
миссии по развитию науки
и образования Обществен-
ной палаты России и Меж-
региональной
рабочей
группы, которая объедини-
ла взрослых из 18 регионов
страны,
содействующих
взаимодействию,
коор-
динации и консолидации
детского
общественного
движения. Любовь Никола-
евна, которая также входит
в Центральный штаб Об-
щероссийского
Народно-
го фронта и Координацион-
ный совет по реализации
Национальной стратегии
действий в интересах детей
при Президенте РФ, в са-
мом начале разговора под-
черкнула, что государствен-
ная власть видит – детское
движение ширится − и го-
това создавать условия для
его развития:
– 25 лет назад развал
единой пионерской орга-
низации дал старт созда-
нию большого количества
общественных детских ор-
ганизаций. Четверть века
для истории − это не очень
много, но если разделить
это время на периоды дет-
ства ребенка, из которых
3−4 года он бы провел в пи-
онерской организации, то
речь идет уже о нескольких
поколениях, которые не по-
лучили опыта лидерства,
дружбы, взаимовыручки.
Нам известен указ пре-
зидента о Национальной
стратегии действий в инте-
ресах детей на 2012−2017
годы, в этом документе де-
ти по существу признаны
партнерами власти. Они
имеют право решать все
серьезные вопросы, затра-
гивающие семью, школу,
общество, государство.
Как это сделать? Как
услышать голос ребенка,
когда у нас звучат в основ-
ном голоса политиков? Не-
смотря на то что созданы
юридические предпосыл-
ки для развития детского
движения, ситуация скла-
дывается непросто. Разви-
тие детских организаций
требует очень многих ус-
ловий. Не только наличие
взрослого, который готов
поддерживать своим уча-
стием ребят. Это и помеще-
ние, и какие-то финансо-
вые затраты. Есть и другие
проблемы. Общественная
палата готова вместе с за-
интересованными сторона-
ми обсуждать способы их
решения.
ЛОСКУТНОЕ
ОДЕЯЛО
Алексей
Трубин
,
ру-
ководитель Общественно-
го холдинга «Территория
интеллекта», считает, что
сегодняшнее детское дви-
жение России как пестрое
лоскутное одеяло – огром-
ное многообразие видов
и типов организаций, мно-
жество различных подхо-
дов. Однако возможность
создания мощной единой
организации
продолжа-
ет обсуждаться на разных
уровнях:
Как только государ-
ственная монополия рух-
нула, сформировался ры-
нок детских общественных
организаций, на котором
действительно
непросто
играть. Это при том, что
обилия ресурсов и конку-
ренции на этом рынке нет
и бороться здесь собствен-
но не за что.
Многие
руководите-
ли утверждают, что единая
детская организация необ-
ходима. Но пока ни одна из
этих инициатив не достигла
массового
распростране-
ния и признания.
Проводя
множество
встреч по этой теме, мы
спросили у коллег в Пяти-
горске: «А зачем вам еди-
ная детская организация?»
И ответ был дан: «Нам ну-
жен новый рывок, новый
старт, свежее дыхание».
Но мы прекрасно понима-
ем, что создание единой
детской организации − да-
леко не единственный спо-
соб дать новый импульс
детскому движению. Если
многие
представители
старшего поколения нахо-
дятся в плену ностальгии,
то у детей, с которыми мы
сейчас общаемся, ее нет
и быть не может.
Есть ряд проблем, на-
зову основные. На дан-
ный момент детские обще-
ственные организации не
имеют признанного юри-
дического статуса. Есть
ряд законов, которые по-
зволяют их создавать, при-
знают факт их существова-
ния, но никоим образом не
допускают
государствен-
ной регистрации детских
общественных
организа-
ций. Последнее изменение
в законодательстве, каса-
ющееся детских организа-
ций, − упразднили форму
«движение», с помощью
которой очень часто объ-
единялись дети в России.
Также в стране отсутствует
система подготовки взрос-
лых. Нет преемственности
между детскими и моло-
дежными общественными
организациями, как это
было раньше, по верти-
кали «октябрята – пионе-
ры − комсомольцы». От-
сутствуют
механизмы
взаимодействия
детских
организаций с партнерами.
Нет координационно-
го центра. Есть два лагеря
руководителей: одни вы-
ступают за то, чтобы ими
руководили и их направ-
ляли, вторые − за то, чтобы
их не трогали и дали спо-
койно развиваться. Но все
признают, что должен быть
центр координации.
Зачастую государствен-
ная поддержка в той фор-
ме, в которой она оказы-
вается, означает отказ от
общественного
статуса.
Детское движение – это
гражданское
общество,
а значит, оно должно иметь
право собственной иници-
ативы, право на независи-
мость и использование го-
сударственной поддержки.
РЕСПУБЛИКА
В ТЕПЛОМ СТАНЕ
Депутат Московской город-
ской думы, генеральный
директор Центра спорта
и образования «Самбо-70»
Ренат Лайшев
убежден,
что законодательная ба-
за для деятельности дет-
ских общественных орга-
низаций устарела и без ее
модернизации будет труд-
но рассчитывать на рывок
в этом направлении:
− Я всю жизнь посвятил
работе с детьми с молоде-
жью. Школа «Самбо-70»
в этом году отмечает свое
45-летие, и я был в ее пер-
вом выпуске. Сегодня это
Центр спорта и образования,
где занимаются 16 тысяч
воспитанников по 24 ви-
дам спорта. Наша модель
уникальна: в нашем центре
дети и учатся в общеобра-
зовательной школе, и тре-
нируются.
Становясь
учеником
«Самбо-70», все годы ре-
бята приносили клятву на
верность школе, городу
и стране. У нас есть герб
и гимн, в котором звучат
слова,
подчеркивающие
наше
демократическое
устройство:
«республика
в Теплом Стане». Огромное
значение придается обще-
школьным мероприятиям
и гражданско-патриотиче-
скому воспитанию.
25 ЛЕТ БЕЗ
Детское движение в России ищет
магистральное направление
Круглый стол в Общественной палате России, посвященный детскому движению,
состоялся именно 19 мая − в день рождения пионерской организации
Ежегодно в пионерскую организацию принимаются
новые члены. Но теперь пионерия отделена
от государства
Наличие программы работы организации.
Четкая формулировка целей работы организации, вы-
бор в качестве задач формирование социально одобряе-
мых качеств личности.
Наличие структуры организации.
Наличие проработанной системы руководства органи-
зацией.
Наличие символики организации (форма одежды,
флаги, знамена, герб, гимн).
Традиции организации (посвящение, традиционные
собрания, праздники).
Основные особенности деятельности детских
организаций позитивной направленности: