6 ТРАДИЦИИ
Когда я сообщил на своей стра-
ничке в «Фейсбуке» о дне рожде-
ния школы «Самбо-70» и о тра-
диционной клятве воспитанника,
произносимой ежегодно именно
28 сентября, один мой давниш-
ний
товарищ,
великолепный
олдскульный журналист, спросил
с иронией: «А без клятвы никак?»
Если такие вопросы появляются,
то, пожалуй, стоит на минуту оста-
новиться и задуматься: в самом
деле, никак?
Тем, кто работает в школе, тем
пачедавно, сомненияив головуне
приходят – так было, есть и будет.
Кто присягал когда-нибудь, напри-
мер, в армии, клялся уважаемому
Гиппократу или другу в нежном
возрасте, задыхаясь от волнения,
как Том Сойер и Гек Финн, тот ско-
рее поймет. И все же почему каж-
дый год пятиклашки «Самбо-70»,
преклонив колено и положив руку
на красную куртку самбо, обеща-
ют быть примерными и честными,
бороться с несправедливостью
и злом, произносят слова о верно-
сти родной школе и своей стране?
Зачем эти развернутые знамена,
торжественный голос диктора, за
которым ребята повторяют такие
серьезные слова в присутствии
всей школы, родителей, гостей?
Принесение клятвы – древний
обычай. Думается, торжественные
обещания первыми придумали
когда-то власти предержащие,
какие-нибудь жрецы или вожди,
зная слабости людские и стремясь
хоть как-то обуздать низы, стиму-
лировать их и ввергнуть в дисци-
плину. Люди и сами были радына-
чать клясться всем чем можно, как
только поняли, что «прокатывает»
и иначе могут напортачить. И вре-
менами так увлекались, призывая
в свидетели всех богов, что цена
этих обещаний рушилась стре-
мительней любой недоразвитой
валюты. Кривясь от этой деваль-
вации, Моисей увещевал народ
израилев перестать именем Бога
клясться, затем Иисус, хорошо
понимающий природу человека,
учил этому апостолов.
Над первобытностью клятвен-
ных обещаний, полагаю, и посме-
ялся мой добрый друг. Мол, какой
век на дворе, мы такие цивили-
зованные, разумные, – к чему эти
обряды? А скепсис, выстраданный
годами, добавил смеху: ведь пре-
ступят клятву-то – человек слаб!
А чем мы, собственно, от пра-
щуров отличаемся? Тем, что узре-
ли явление Интернета, заглянули
в линзу «Хаббла» или читали Тол-
стого? Кстати, граф был ярым про-
тивником всяческих клятв и мно-
гих запутал. Книги лишь научили
нас копаться в себе и страдать
по-книжному, Интернет убедил
в том, что вся планета делает то же
самое, а космические подглядыва-
ния не обнаружили поблизости та-
ких же дураков. Никакие гаджеты,
искусственные мозги или высокие
истины не поменяют человека,
сами по себе не сделают его луч-
ше. Мы такие же, какими нас со-
творили. И это прекрасно.
Нам действительно нужно,
чтобы у истоков наших стремле-
ний и поступков кто-то «стоял со
свечкой». Я, признаюсь, хоть и не
имею привычки клясться, тем не
менее, начав что-то важное для
себя – бросание курить или новое
дело, стараюсь известить об этом
как можно большее число людей,
чьим мнением дорожу. Ведь так
труднее отступать! Люди-то в кур-
се, что они подумают? Так и ребя-
та-самбисты уже пятый десяток
лет начинают со слов: «Находясь
в торжественном строю среди сво-
их друзей…»
Нам по-прежнему необходимо
чувство единения, которое испы-
тывали наши «неэпилированные»
эволюцией предки. Тянет почув-
ствовать себя частью чего-то боль-
шого, сильного. Здесь ты один за
всех, а ребята, если надо, все за
тебя! Такие мушкетерские слова
тоже есть в клятве «Самбо-70».
За этим чувством мы подсозна-
тельно топаем на стадионы побо-
леть за любимую команду вместе
с такими же парнями, в таких же
цветах. Идем на концерты, чтобы
в толпе балдеть от энергетики
кумира-лидера. Или сидим ком-
панией у костра – наука этология
много знает об этих посиделках-
пошумелках в животном и челове-
ческом мире.
Мы все также хотим верить во
что-то хорошее, лучшее – в торже-
ство добра, в честность, в дружбу
(есть все-таки в книжках что по-
читать). Давид Рудман, первый
советский чемпион мира по самбо
и основатель школы, нашел себя
в педагогике именно через эти
принципы. Он создал альтернати-
ву дворовой мальчишеской воль-
нице и казенному официозу пио-
нерии, нащупал середину между
ними и, как сказали бы теперь,
занял свою нишу.
Давид Львович придумал для
самых первых мальчишек клуба,
которых по именам знала мест-
ная милиция, новую реальность –
с атрибутами, обрядами, демокра-
тическими процедурами. Сам стал
играть в нее. Иначал видеть знаки,
что эта идеология едва ли не все-
сильна. Иначе как объяснить, что
клуб из подвала год от года рос
и занимал все новые просторы?
Как объяснить, что очень скоро
мальчишки из окраинного Теплого
Стана стали побеждать в Москве
и везде, а в 1980-е о «Самбо-70»
знали уже по всему Союзу?
Ученики поверили в Реаль-
ность-70. Среди них был и преем-
ник Рудмана, нынешний директор
Ренат Лайшев. Он до сих пор ве-
рит, что сильно помогает ему в са-
мые тяжелые моменты. Особенно
когда он сталкивается с людьми,
которые верят в совсем другие
ценности или не верят ни во что.
Лайшев убедился: волшебство
из 70-х работает и сейчас. Любые
двери открывались, нужные люди
словно ждали и решения при-
ходили. Конечно, все это стоило
огромного труда, но и фарт, везе-
ние каждый раз подтверждали:
мы все правильно делаем.
Каждый поворот в жизни стра-
ны и города проверяет реальность
«Самбо-70» на прочность. Реаль-
ность меняется, но главное остает-
ся… Пусть остается!
…Вечером 28 сентября на то-
варищеский футбольный турнир
стали подходить ребята из раз-
ных выпусков школы: матерые –
с женами, детьми или внуками,
молодые и успешные – с подру-
гами. Один класс из 80-х чуть ли
не в полном составе собрался.
Обнимались, радовались, вспоми-
нали…
Они все когда-то произносили
клятву. Можно без нее? Конечно,
можно. Как и без любой игры. Но
так интереснее. Вся жизнь – игра.
Денис КРАВЧЕНКО,
Иван ПИСАРЕНКО (фото)
РЕАЛЬНОСТЬ-70
В этом году клятву воспитанника произнесли ребята из 8 (!) пятых классов
Вот так болеют юные самбисты за своих
Основатель «Самбо-70» Давид Рудман лично награждал
победителей школьного турнира
«Своим трудом, своей учебой, всей жизнью своей торжественно клянусь высоко
нести гордое звание воспитанника «Самбо-70», гражданина России!»