Previous Page  6 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 8 Next Page
Page Background

6 ТРАДИЦИИ

Когда я сообщил на своей стра-

ничке в «Фейсбуке» о дне рожде-

ния школы «Самбо-70» и о тра-

диционной клятве воспитанника,

произносимой ежегодно именно

28 сентября, один мой давниш-

ний

товарищ,

великолепный

олдскульный журналист, спросил

с иронией: «А без клятвы никак?»

Если такие вопросы появляются,

то, пожалуй, стоит на минуту оста-

новиться и задуматься: в самом

деле, никак?

Тем, кто работает в школе, тем

пачедавно, сомненияив головуне

приходят – так было, есть и будет.

Кто присягал когда-нибудь, напри-

мер, в армии, клялся уважаемому

Гиппократу или другу в нежном

возрасте, задыхаясь от волнения,

как Том Сойер и Гек Финн, тот ско-

рее поймет. И все же почему каж-

дый год пятиклашки «Самбо-70»,

преклонив колено и положив руку

на красную куртку самбо, обеща-

ют быть примерными и честными,

бороться с несправедливостью

и злом, произносят слова о верно-

сти родной школе и своей стране?

Зачем эти развернутые знамена,

торжественный голос диктора, за

которым ребята повторяют такие

серьезные слова в присутствии

всей школы, родителей, гостей?

Принесение клятвы – древний

обычай. Думается, торжественные

обещания первыми придумали

когда-то власти предержащие,

какие-нибудь жрецы или вожди,

зная слабости людские и стремясь

хоть как-то обуздать низы, стиму-

лировать их и ввергнуть в дисци-

плину. Люди и сами были радына-

чать клясться всем чем можно, как

только поняли, что «прокатывает»

и иначе могут напортачить. И вре-

менами так увлекались, призывая

в свидетели всех богов, что цена

этих обещаний рушилась стре-

мительней любой недоразвитой

валюты. Кривясь от этой деваль-

вации, Моисей увещевал народ

израилев перестать именем Бога

клясться, затем Иисус, хорошо

понимающий природу человека,

учил этому апостолов.

Над первобытностью клятвен-

ных обещаний, полагаю, и посме-

ялся мой добрый друг. Мол, какой

век на дворе, мы такие цивили-

зованные, разумные, – к чему эти

обряды? А скепсис, выстраданный

годами, добавил смеху: ведь пре-

ступят клятву-то – человек слаб!

А чем мы, собственно, от пра-

щуров отличаемся? Тем, что узре-

ли явление Интернета, заглянули

в линзу «Хаббла» или читали Тол-

стого? Кстати, граф был ярым про-

тивником всяческих клятв и мно-

гих запутал. Книги лишь научили

нас копаться в себе и страдать

по-книжному, Интернет убедил

в том, что вся планета делает то же

самое, а космические подглядыва-

ния не обнаружили поблизости та-

ких же дураков. Никакие гаджеты,

искусственные мозги или высокие

истины не поменяют человека,

сами по себе не сделают его луч-

ше. Мы такие же, какими нас со-

творили. И это прекрасно.

Нам действительно нужно,

чтобы у истоков наших стремле-

ний и поступков кто-то «стоял со

свечкой». Я, признаюсь, хоть и не

имею привычки клясться, тем не

менее, начав что-то важное для

себя – бросание курить или новое

дело, стараюсь известить об этом

как можно большее число людей,

чьим мнением дорожу. Ведь так

труднее отступать! Люди-то в кур-

се, что они подумают? Так и ребя-

та-самбисты уже пятый десяток

лет начинают со слов: «Находясь

в торжественном строю среди сво-

их друзей…»

Нам по-прежнему необходимо

чувство единения, которое испы-

тывали наши «неэпилированные»

эволюцией предки. Тянет почув-

ствовать себя частью чего-то боль-

шого, сильного. Здесь ты один за

всех, а ребята, если надо, все за

тебя! Такие мушкетерские слова

тоже есть в клятве «Самбо-70».

За этим чувством мы подсозна-

тельно топаем на стадионы побо-

леть за любимую команду вместе

с такими же парнями, в таких же

цветах. Идем на концерты, чтобы

в толпе балдеть от энергетики

кумира-лидера. Или сидим ком-

панией у костра – наука этология

много знает об этих посиделках-

пошумелках в животном и челове-

ческом мире.

Мы все также хотим верить во

что-то хорошее, лучшее – в торже-

ство добра, в честность, в дружбу

(есть все-таки в книжках что по-

читать). Давид Рудман, первый

советский чемпион мира по самбо

и основатель школы, нашел себя

в педагогике именно через эти

принципы. Он создал альтернати-

ву дворовой мальчишеской воль-

нице и казенному официозу пио-

нерии, нащупал середину между

ними и, как сказали бы теперь,

занял свою нишу.

Давид Львович придумал для

самых первых мальчишек клуба,

которых по именам знала мест-

ная милиция, новую реальность –

с атрибутами, обрядами, демокра-

тическими процедурами. Сам стал

играть в нее. Иначал видеть знаки,

что эта идеология едва ли не все-

сильна. Иначе как объяснить, что

клуб из подвала год от года рос

и занимал все новые просторы?

Как объяснить, что очень скоро

мальчишки из окраинного Теплого

Стана стали побеждать в Москве

и везде, а в 1980-е о «Самбо-70»

знали уже по всему Союзу?

Ученики поверили в Реаль-

ность-70. Среди них был и преем-

ник Рудмана, нынешний директор

Ренат Лайшев. Он до сих пор ве-

рит, что сильно помогает ему в са-

мые тяжелые моменты. Особенно

когда он сталкивается с людьми,

которые верят в совсем другие

ценности или не верят ни во что.

Лайшев убедился: волшебство

из 70-х работает и сейчас. Любые

двери открывались, нужные люди

словно ждали и решения при-

ходили. Конечно, все это стоило

огромного труда, но и фарт, везе-

ние каждый раз подтверждали:

мы все правильно делаем.

Каждый поворот в жизни стра-

ны и города проверяет реальность

«Самбо-70» на прочность. Реаль-

ность меняется, но главное остает-

ся… Пусть остается!

…Вечером 28 сентября на то-

варищеский футбольный турнир

стали подходить ребята из раз-

ных выпусков школы: матерые –

с женами, детьми или внуками,

молодые и успешные – с подру-

гами. Один класс из 80-х чуть ли

не в полном составе собрался.

Обнимались, радовались, вспоми-

нали…

Они все когда-то произносили

клятву. Можно без нее? Конечно,

можно. Как и без любой игры. Но

так интереснее. Вся жизнь – игра.

Денис КРАВЧЕНКО,

Иван ПИСАРЕНКО (фото)

РЕАЛЬНОСТЬ-70

В этом году клятву воспитанника произнесли ребята из 8 (!) пятых классов

Вот так болеют юные самбисты за своих

Основатель «Самбо-70» Давид Рудман лично награждал

победителей школьного турнира

«Своим трудом, своей учебой, всей жизнью своей торжественно клянусь высоко

нести гордое звание воспитанника «Самбо-70», гражданина России!»