5
ЭКОРЕЙД
МОДА НА
ХЕНДМЕЙД
Hand made переводится с англий-
ского как ручная работа. Десять
лет назад носить что-то сделан-
ное своими руками, не брендо-
вое, считалось уделом людей
бедных или со странностями. Но
в последние годы ситуация из-
менилась, элементы хендмейда
появились в коллекциях самых
модных дизайнеров, а вещи, сде-
ланные тысячами талантливых
мастеров, разбирают на ярмарках
и интернет-площадках миллионы
покупателей. Современное руко-
делие вышло на качественно но-
вый уровень. Это уже не связан-
ные бабушкой носки и не сшитая
по выкройке из журнала юбка.
Сейчас хендмейд – десятки все-
возможных техник, собранные со
всего мира.
Начало этой популярности
положили в США. После кризиса
популярность ручного творчества
резко возросла. Сейчас более
чем в половине американских се-
мей как минимум один человек
увлекается хендмейдом. Было
ли дело в том, что люди хотели
сэкономить или просто успокоить
нервы и заняться чем-то, нахо-
дясь без работы, – совокупность
этих факторов дала сильнейший
импульс, который рано или позд-
но должен был дойти и до Рос-
сии.
МЕДИТАЦИЯ
ПО-РУССКИ
В нашей стране мода на хенд-
мейд прижилась очень легко.
Современные продвинутые де-
вушки, которые сегодня занима-
ются рукоделием, – еще и внучки,
которых бабушки учили вязать,
вышивать, шить. А раз базовый
навык уже был, то освоить новое
или вспомнить старое занятие
оказалось совсем не трудно. Но
глубинные мотивы у наших со-
граждан оказались совсем не та-
кими, как у американцев. Через
рукоделие мы самовыражаемся,
получаем наглядное подтверж-
дение своих талантов и практиче-
ский результат труда.
Кроме того, рукоделие – это
отдых и своего рода успокои-
тельное. Приятные тактильные
ощущения от работы с материа-
лами, монотонные размеренные
действия, концентрация лишь
на процессе рукоделия – все это
прекрасно помогает очистить го-
лову, разгрузить нервную систе-
му. Говорят, что в некоторых про-
граммах лечения алкоголизма
пациентам (независимо от пола)
советуют заняться вязанием.
– Я начала заниматься руко-
делием еще в школе, – говорит
Марина, мама двоих детей,
живущая в Норвегии. – Сначала
было просто интересно, пошла
в кружок макраме. Потом осво-
ила вязание. Когда я переехала
в Норвегию к мужу, то долго не
могла освоиться – чужой язык,
чужая семья. Мне казалось, что
каждое мое действие оценивают.
И вот тогда я вспомнила о вяза-
нии. Села с крючком – и как-то
сразу успокоилась. Ко мне стали
подходить родственники мужа,
смотреть, что же я делаю. Мо-
жет быть, дело в том, что я как-то
успокоилась за работой, может
быть, они увидели меня с дру-
гой стороны – не как непонят-
ную девушку из России, которую
зачем-то притащил из команди-
ровки их любимый Олав, а как
человека,
личность,
творца.
С тех пор прошло уже несколь-
ко лет, сейчас у нас все хорошо,
но я по-прежнему вяжу, да еще
и подсадила на это всю семью.
Мои коронные произведения –
вязаные игрушки для детей.
Хотя, конечно, могу связать что
угодно. Недавно у моей золовки
родилась дочка – я подарила ей
одеяльце для новорожденной,
сделанное своими руками.
Психологи говорят, что руко-
делие – это возвращение к ис-
токам. В наше время, когда боль-
шинство работ виртуально, их
результат нельзя пощупать или
увидеть, вещи, сделанные свои-
ми руками, дают удовлетворение
от проделанной работы, возвра-
щают нас к тем временам, когда
от матери к дочери передавались
умения и секреты рукоделия.
У нас на подсознании рукоделие
ассоциируется с семьей, уютом,
домом, покоем.
Когда огромное количество
умельцев занялось производ-
ством рукотворных шедевров
и они стали пачками выдавать
очень красивые и качественные
вещи, естественно, встал вопрос:
а куда это все девать? Уже задари-
ли всех родственников и друзей,
уже в собственном доме, куда
ни глянь, – везде поделки. Что
дальше? Было только вопросом
времени, когда появится площад-
ка для всех желающих продавать
свои творения. Сегодня самый
популярный в России портал по
продаже хендмейда – «Ярмарка
мастеров», это ежедневно более
250 000 авторских работ, выстав-
ленных на продажу.
МЕСТО ВСТРЕЧИ
Тех, кто сейчас с успехом продает
свои работы, чаще всего ремеслу
никто не учил. Они вышли из Ин-
тернета, где читали пособия и ин-
струкции, смотрели видеоуроки
и общались с единомышленника-
ми в соцсетях и на тематических
форумах. Всего три года назад
сообщество в Живом Журнале
handmade_ru насчитывало около
8000 участников. Но количество
мастеров росло в геометрической
прогрессии и уже выплеснулось за
пределы виртуального простран-
ства. В Москве есть немало мест,
где предлагают пройти курсы
и мастер-классы для осваивания
той или иной техники. В Город-
ском центре дополнительного
профессионального образования
можно научиться вязать, шить,
плести из бисера, расписывать
батик. Есть «Центр рукоделия
на Семеновской», где учат мно-
жеству разных техник. Студии
и преподаватели разбросаны по
всему городу. У метро «Новые Че-
ремушки» в студии «Креативный
скрапбукинг» учат делать краси-
вые авторские альбомы. В ЦКИ
«Меридиан» регулярно проходят
мастер-классы, где можно на-
учиться расписывать новогодние
игрушки или создавать собствен-
ную обувь. У метро «Теплый Стан»
в ТРЦ «Спектр» есть магазин «Ле-
онардо». Он специализируется на
продаже всевозможных товаров
для рукоделия, а заодно и про-
водит мастер-классы. Живопись
шерстью, валяние и многое дру-
гое – расписание можно уточнить
на сайте магазина.
Не так важно, пойдете ли вы
учиться на курсы или освоите все
сами, получится ли у вас шедевр
уровня высокой моды или первая,
не самая ловкая попытка будет
мало на что похожа. Важно, что
вы начнете творить, сделаете шаг
к обретению мира и покоя, а ма-
стерство, как и в любом деле, при-
дет с опытом. Главное – не бояться
и просто начать.
Вера МИХАЙЛОВА
СИЛА РУКОДЕЛИЯ
Зачем модницы и менеджеры
засели за пяльцы
Декупаж и курсы валяния, скрапбукинг и ма-
краме, батик и пэчворк, не говоря уже о вы-
шивке и вязании, – рукоделие сейчас находится
на пике популярности. И вовсе не потому, что
сделать самому дешевле. Зачастую вещь своего
производства обойдется в несколько раз доро-
же – наши соседи из Китая умеют работать бы-
стро и производят очень дешевый ширпотреб.
Нет, смысл самодельных вещей не в финансо-
вой выгоде, а в самом процессе изготовления
вещей и их уникальности.