Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

4 ПАМЯТЬ

ОКОПЫ ПОД

МОСКВОЙ

Мор Ильич Вольфовский

из московского Коньково

в тех налетах не участво-

вал – был еще слишком

молод. Свое редкое имя

он получил в честь Между-

народной

организации

рабочих – они родились

в один день, 28 сентября

1925 года. Когда началась

война, ученик 1-й спец­

школы Военно-воздушных

сил в Москве считал себя

счастливчиком – тогда

кумиром всех ребят был

Чкалов, они грезили не-

бом и подвигами. Вот-вот

должна была осуществить-

ся его мечта стать лет-

чиком. А тут еще удастся

и боевой опыт получить!

«Мы, мальчишки, меч-

тали пойти воевать. Это

потом уже все наши мысли

были только о победе, хо-

тели, чтобы война скорее

закончилась. А в начале

войны мы были уверены

в нашей очень скорой

победе, – говорит Мор

Ильич. – Однако время

шло, немцы уже подходи-

ли к Москве, и мы поняли,

что быстрого финала не

будет. Гнать их придется

долго и тяжело. Обстанов-

ка была очень нервозная

и тревожная. Немцы все

ближе, Москва рядом. На

оборону Москвы бросили

всех. Мы, будущие летчи-

ки, взяли в руки лопаты

и рыли окопы. Правда,

в самой битве мы не при-

няли участия – до этого

нам еще предстояло учить-

ся и учиться.

Моя мама тогда рабо-

тала на детском комбина-

те от Академии Фрунзе.

Это был целый комплекс –

ясельные группы, детса-

довские. Когда немцы под-

ходили к Москве, их всех

эвакуировали. Отец мой

был военным. 22 июня

ему сразу позвонили и вы-

звали в часть. Я пошел его

провожать и больше я его

не видел до самого конца

войны. К счастью, ему уда-

лось выжить, хотя он и был

дважды ранен. Мы ничего

о нем не знали, пока он не

прислал матери весть, что

жив. Я тоже вскоре поки-

нул Москву – нашу спец­

школу перевели в Сибирь.

Летный состав берегли,

жалели».

«СВОЙ-ЧУЖОЙ»

Мор Ильич окончил школу

и поступил в Челябинское

высшее военное Красно­

знаменное училище штур-

манов дальней авиации,

которое успешно окончил

в 1944 году.

«Аэродромы

наши

были глубоко в тылу.

Фронт уже далеко на за-

паде, а мы взлетали из

Подмосковья и сюда же

возвращались на базу.

Работали в основном но-

чью. Взлет с бомбовой

нагрузкой – это очень от-

ветственный этап. А потом

летишь – в голове одна

мысль: точно пролететь по

маршруту, выйти на цель,

сбросить бомбы и вернуть-

ся домой. Ни о чем другом

не думаешь. Главная зада-

ча – не нарваться во время

вылета на зенитки или ис-

требители. Бог миловал,

мне везло, не попадался.

После вылета к нам обяза-

тельно поступали данные

о результатах бомбарди-

ровки. Знали, что уничто-

жили, где нанесли ущерб.

Сами мы этого не видели

из-за темноты, а сообщала

об этом разведка – про-

ходил самолет-разведчик

и производил фотографи-

рование. У меня бывали

такие вылеты. Если они

случались ночью, то сна-

чала надо было сбросить

световые бомбы – штук

20–30. Они спускались на

парашютах и давали та-

кое освещение, что мож-

но было все нормально

снять. Светло как днем

было. Можно было даже

оптическим

прицелом

пользоваться.

Зенитки,

естественно, нас видели

и начинали стрелять, пыта-

лись сбить. Но мы все-таки

лицом к лицу с противни-

ком практически никогда

не сталкивались, в отличие

от пилотов истребителей.

Они находились в самой

гуще.

Правда, был случай,

когда наши советские ис-

требители приняли нас за

немцев. Прижали с двух

сторон и посадили на аэ-

родром. В самолете есть

такой прибор, называется

«свой-чужой», на нем уста-

навливают код для распо­

знавания. Оказалось, про-

изошла какая-то ошибка,

и наш прибор отвечал не

так, как было нужно».

НЕБО МАНИТ

Война подошла к концу, и,

как любой житель нашей

страны, Мор Ильич пре-

красно помнит, как узнал

о победе СССР. К тому вре-

мени перед его полком

стояла задача бомбить

войска и объекты япон-

ской Квантунской армии

на Дальнем Востоке – Япо-

ния была союзником фа-

шистской Германии.

«Помню, шум, гам,

стрельба.

Выскакива-

ем: «Что такое?» Конец

войне!

Попьянствовали,

конечно, – улыбается Мор

Ильич. – Спирт всегда у нас

был. Спиртовые антиоб-

леденители наши техники

сразу посливали.

Так и началось мирное

время, привыкнуть к нему

было непросто! Фронто-

вики, боевые летчики –

люди, которые привыкли

себя чувствовать в армии

свободно. Война дает та-

кую привилегию. А потом

в стране начали все при-

водить в порядок, в том

числе и в армии. Когда сво-

боды нахлебаешься, этот

порядок вызывал немало

ворчания. Я все равно

остался служить, уволился

только в 1979 году в звании

полковника. Переучивался

на новые типы самолетов

и продолжал летать.

Я сполна получил то,

о чем мечтал, ощущение

романтики полетов оста-

валось всю жизнь. Сколько

лет прошло, а мне иногда

даже снится, что я ночью

лечу на цель.

Пилоты – это люди,

которые влюблены в свое

дело. Я знаю и тех, кто,

окончив вместе со мной

училище, не стали летать.

Это вопрос призвания:

если в тебе есть авиацион-

ная душа – это не проходит.

Даже когда тебе 92 года.

Небо и сейчас манит! Вот

сейчас услышу гул – и надо

обязательно голову под-

нять, посмотреть. Раньше

по звуку мог определить,

что за самолет летит…»

Вера МИХАЙЛОВА

Округ:

Приемная депутата МГД Рената Алексеевича ЛАЙШЕВА: по поне-

дельникам и четвергам с 11:00 до 18:00. Запись: 8 (495) 339-76-46

Социальная защита ЮЗАО: (495) 718-00-22; (499) 128-59-46

Отдел ЖХКиБ: (495) 424-29-20; (495) 338-22-11; (495) 337-50-13

Диспетчерская служба ЮЗАО: (499) 724-89-92

Инспекция жилищного надзора по ЮЗАО: (495) 714 60-12,

(499) 310-51-27

УВД по ЮЗАО: 8 (499) 124-47-01

Главное управление МЧС по ЮЗАО: 8 (499) 134-55-46

Центр занятости населения ЮЗАО: (495) 938-00-37; (495) 930-08-39

Роспотребнадзор в ЮЗАО: 8 (495) 779-35-88

ГИБДД ЮЗАО: (495) 333-00-61; (495) 334-43-21

Управление департамента образования ЮЗАО: (499) 120-31-56

ОАТИ по ЮЗАО: (495) 321-66-33; (495) 321-17-98

Горячие линии префектуры ЮЗАО:

Общие вопросы – (495) 777-28-06

Дежурный инспектор – (499) 128-88-33

По вопросам ЖКХ – (499) 122-03-80

Город:

Единая медицинская информационно-аналитическая система (запись

к врачу) ЕМИАС: 8 (495) 539-3000

Служба спасения 911: (495) 937-99-11

МОЭК (отопление, горячее водоснабжение, аварии на теплотрассах):

(495) 662-50-50 (круглосуточно)

МОЭСК (перебои в электроснабжении): 8 (800) 700-40-70 (круглосуточно)

МГУП «Мослифт» (аварийная служба): (495) 614-66-31 (круглосуточно)

Московское общество защиты прав потребителей:

(495) 625-49-59; (495) 625-43-23

Телефон Единой справочной службы мэрии Москвы:

8 (495) 777-77-77

ВСЕ ПОД РУКОи

ИМ СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ

Что знает о Великой Отечественной войне пилот дальней авиации

Конференция совета ветеранов

Состоялась 7-я отчетно-

выборная конференция

совета ветеранов Тепло-

го Стана ЮЗАО г. Москвы

для подведения итогов

работы за прошедшие

4 года.

Перед началом для деле-

гатов и гостей конферен-

ции выступили детские

творческие коллективы.

В своем докладе за от-

четный период предсе-

датель совета ветеранов

Людмила

Михайловна

Габышева отметила по-

ложительную динамику

в работе 11 первичных

организаций совета ве-

теранов по основным на-

правлениям: социально-

бытовому, медицинскому

обслуживанию,

работе

с молодежью, культурно-

просветительской работе.

С каждым годом участ-

ников ВОВ и тружени-

ков тыла становится все

меньше, но их ряды по-

полняют ветераны труда.

На начало 2016 года со-

вет ветеранов насчитывал

6780 членов, из них 198

человек участников ВОВ и

1200 тружеников тыла.

Выступавшие на кон-

ференции представители

управы Теплого Стана,

Совета

муниципальных

депутатов, депутата Мос-

гордумы Рената Алексее-

вича Лайшева, делегаты

признали работу совета

ветеранов удовлетвори-

тельной.

Ближайший

празд-

ник – 75-летие начала

контрнаступления

под

Москвой – решили подго-

товить всем миром и про-

вести на высоком уровне.

7 августа 1941 года несколько советских самолетов взле-

тели с аэродрома Кагул на острове Эзель и взяли курс

на Берлин. Война к тому моменту уже началась. Потери

были велики, Москву бомбили. Фашистская верхушка

надменно заявляла: «Ни одна бомба никогда не упа-

дет на столицу рейха!» С этим утверждением никак

не могли согласиться пилоты нашей дальней авиации.

15 бомбардировщиков летели над Германией передать

пламенный привет от советского народа. Бомбы были

сброшены на ярко освещенный Берлин и его предме-

стья. Так советская авиация нанесла первый из сотен

тысяч бомбовых ударов по Берлину, так пилоты даль-

ней авиации мстили за сожженные и разрушенные со-

ветские города, за родную Москву…

При поддержке портала teplak.ru