4 ПАМЯТЬ
ОКОПЫ ПОД
МОСКВОЙ
Мор Ильич Вольфовский
из московского Коньково
в тех налетах не участво-
вал – был еще слишком
молод. Свое редкое имя
он получил в честь Между-
народной
организации
рабочих – они родились
в один день, 28 сентября
1925 года. Когда началась
война, ученик 1-й спец
школы Военно-воздушных
сил в Москве считал себя
счастливчиком – тогда
кумиром всех ребят был
Чкалов, они грезили не-
бом и подвигами. Вот-вот
должна была осуществить-
ся его мечта стать лет-
чиком. А тут еще удастся
и боевой опыт получить!
«Мы, мальчишки, меч-
тали пойти воевать. Это
потом уже все наши мысли
были только о победе, хо-
тели, чтобы война скорее
закончилась. А в начале
войны мы были уверены
в нашей очень скорой
победе, – говорит Мор
Ильич. – Однако время
шло, немцы уже подходи-
ли к Москве, и мы поняли,
что быстрого финала не
будет. Гнать их придется
долго и тяжело. Обстанов-
ка была очень нервозная
и тревожная. Немцы все
ближе, Москва рядом. На
оборону Москвы бросили
всех. Мы, будущие летчи-
ки, взяли в руки лопаты
и рыли окопы. Правда,
в самой битве мы не при-
няли участия – до этого
нам еще предстояло учить-
ся и учиться.
Моя мама тогда рабо-
тала на детском комбина-
те от Академии Фрунзе.
Это был целый комплекс –
ясельные группы, детса-
довские. Когда немцы под-
ходили к Москве, их всех
эвакуировали. Отец мой
был военным. 22 июня
ему сразу позвонили и вы-
звали в часть. Я пошел его
провожать и больше я его
не видел до самого конца
войны. К счастью, ему уда-
лось выжить, хотя он и был
дважды ранен. Мы ничего
о нем не знали, пока он не
прислал матери весть, что
жив. Я тоже вскоре поки-
нул Москву – нашу спец
школу перевели в Сибирь.
Летный состав берегли,
жалели».
«СВОЙ-ЧУЖОЙ»
Мор Ильич окончил школу
и поступил в Челябинское
высшее военное Красно
знаменное училище штур-
манов дальней авиации,
которое успешно окончил
в 1944 году.
«Аэродромы
наши
были глубоко в тылу.
Фронт уже далеко на за-
паде, а мы взлетали из
Подмосковья и сюда же
возвращались на базу.
Работали в основном но-
чью. Взлет с бомбовой
нагрузкой – это очень от-
ветственный этап. А потом
летишь – в голове одна
мысль: точно пролететь по
маршруту, выйти на цель,
сбросить бомбы и вернуть-
ся домой. Ни о чем другом
не думаешь. Главная зада-
ча – не нарваться во время
вылета на зенитки или ис-
требители. Бог миловал,
мне везло, не попадался.
После вылета к нам обяза-
тельно поступали данные
о результатах бомбарди-
ровки. Знали, что уничто-
жили, где нанесли ущерб.
Сами мы этого не видели
из-за темноты, а сообщала
об этом разведка – про-
ходил самолет-разведчик
и производил фотографи-
рование. У меня бывали
такие вылеты. Если они
случались ночью, то сна-
чала надо было сбросить
световые бомбы – штук
20–30. Они спускались на
парашютах и давали та-
кое освещение, что мож-
но было все нормально
снять. Светло как днем
было. Можно было даже
оптическим
прицелом
пользоваться.
Зенитки,
естественно, нас видели
и начинали стрелять, пыта-
лись сбить. Но мы все-таки
лицом к лицу с противни-
ком практически никогда
не сталкивались, в отличие
от пилотов истребителей.
Они находились в самой
гуще.
Правда, был случай,
когда наши советские ис-
требители приняли нас за
немцев. Прижали с двух
сторон и посадили на аэ-
родром. В самолете есть
такой прибор, называется
«свой-чужой», на нем уста-
навливают код для распо
знавания. Оказалось, про-
изошла какая-то ошибка,
и наш прибор отвечал не
так, как было нужно».
НЕБО МАНИТ
Война подошла к концу, и,
как любой житель нашей
страны, Мор Ильич пре-
красно помнит, как узнал
о победе СССР. К тому вре-
мени перед его полком
стояла задача бомбить
войска и объекты япон-
ской Квантунской армии
на Дальнем Востоке – Япо-
ния была союзником фа-
шистской Германии.
«Помню, шум, гам,
стрельба.
Выскакива-
ем: «Что такое?» Конец
войне!
Попьянствовали,
конечно, – улыбается Мор
Ильич. – Спирт всегда у нас
был. Спиртовые антиоб-
леденители наши техники
сразу посливали.
Так и началось мирное
время, привыкнуть к нему
было непросто! Фронто-
вики, боевые летчики –
люди, которые привыкли
себя чувствовать в армии
свободно. Война дает та-
кую привилегию. А потом
в стране начали все при-
водить в порядок, в том
числе и в армии. Когда сво-
боды нахлебаешься, этот
порядок вызывал немало
ворчания. Я все равно
остался служить, уволился
только в 1979 году в звании
полковника. Переучивался
на новые типы самолетов
и продолжал летать.
Я сполна получил то,
о чем мечтал, ощущение
романтики полетов оста-
валось всю жизнь. Сколько
лет прошло, а мне иногда
даже снится, что я ночью
лечу на цель.
Пилоты – это люди,
которые влюблены в свое
дело. Я знаю и тех, кто,
окончив вместе со мной
училище, не стали летать.
Это вопрос призвания:
если в тебе есть авиацион-
ная душа – это не проходит.
Даже когда тебе 92 года.
Небо и сейчас манит! Вот
сейчас услышу гул – и надо
обязательно голову под-
нять, посмотреть. Раньше
по звуку мог определить,
что за самолет летит…»
Вера МИХАЙЛОВА
Округ:
Приемная депутата МГД Рената Алексеевича ЛАЙШЕВА: по поне-
дельникам и четвергам с 11:00 до 18:00. Запись: 8 (495) 339-76-46
Социальная защита ЮЗАО: (495) 718-00-22; (499) 128-59-46
Отдел ЖХКиБ: (495) 424-29-20; (495) 338-22-11; (495) 337-50-13
Диспетчерская служба ЮЗАО: (499) 724-89-92
Инспекция жилищного надзора по ЮЗАО: (495) 714 60-12,
(499) 310-51-27
УВД по ЮЗАО: 8 (499) 124-47-01
Главное управление МЧС по ЮЗАО: 8 (499) 134-55-46
Центр занятости населения ЮЗАО: (495) 938-00-37; (495) 930-08-39
Роспотребнадзор в ЮЗАО: 8 (495) 779-35-88
ГИБДД ЮЗАО: (495) 333-00-61; (495) 334-43-21
Управление департамента образования ЮЗАО: (499) 120-31-56
ОАТИ по ЮЗАО: (495) 321-66-33; (495) 321-17-98
Горячие линии префектуры ЮЗАО:
Общие вопросы – (495) 777-28-06
Дежурный инспектор – (499) 128-88-33
По вопросам ЖКХ – (499) 122-03-80
Город:
Единая медицинская информационно-аналитическая система (запись
к врачу) ЕМИАС: 8 (495) 539-3000
Служба спасения 911: (495) 937-99-11
МОЭК (отопление, горячее водоснабжение, аварии на теплотрассах):
(495) 662-50-50 (круглосуточно)
МОЭСК (перебои в электроснабжении): 8 (800) 700-40-70 (круглосуточно)
МГУП «Мослифт» (аварийная служба): (495) 614-66-31 (круглосуточно)
Московское общество защиты прав потребителей:
(495) 625-49-59; (495) 625-43-23
Телефон Единой справочной службы мэрии Москвы:
8 (495) 777-77-77
ВСЕ ПОД РУКОи
ИМ СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ
Что знает о Великой Отечественной войне пилот дальней авиации
Конференция совета ветеранов
Состоялась 7-я отчетно-
выборная конференция
совета ветеранов Тепло-
го Стана ЮЗАО г. Москвы
для подведения итогов
работы за прошедшие
4 года.
Перед началом для деле-
гатов и гостей конферен-
ции выступили детские
творческие коллективы.
В своем докладе за от-
четный период предсе-
датель совета ветеранов
Людмила
Михайловна
Габышева отметила по-
ложительную динамику
в работе 11 первичных
организаций совета ве-
теранов по основным на-
правлениям: социально-
бытовому, медицинскому
обслуживанию,
работе
с молодежью, культурно-
просветительской работе.
С каждым годом участ-
ников ВОВ и тружени-
ков тыла становится все
меньше, но их ряды по-
полняют ветераны труда.
На начало 2016 года со-
вет ветеранов насчитывал
6780 членов, из них 198
человек участников ВОВ и
1200 тружеников тыла.
Выступавшие на кон-
ференции представители
управы Теплого Стана,
Совета
муниципальных
депутатов, депутата Мос-
гордумы Рената Алексее-
вича Лайшева, делегаты
признали работу совета
ветеранов удовлетвори-
тельной.
Ближайший
празд-
ник – 75-летие начала
контрнаступления
под
Москвой – решили подго-
товить всем миром и про-
вести на высоком уровне.
7 августа 1941 года несколько советских самолетов взле-
тели с аэродрома Кагул на острове Эзель и взяли курс
на Берлин. Война к тому моменту уже началась. Потери
были велики, Москву бомбили. Фашистская верхушка
надменно заявляла: «Ни одна бомба никогда не упа-
дет на столицу рейха!» С этим утверждением никак
не могли согласиться пилоты нашей дальней авиации.
15 бомбардировщиков летели над Германией передать
пламенный привет от советского народа. Бомбы были
сброшены на ярко освещенный Берлин и его предме-
стья. Так советская авиация нанесла первый из сотен
тысяч бомбовых ударов по Берлину, так пилоты даль-
ней авиации мстили за сожженные и разрушенные со-
ветские города, за родную Москву…
При поддержке портала teplak.ru