6 ПСИХОЛОГИЯ
Актер, запомнившийся мил-
лионам своими добродушными
увальнями, а коллегам-акте-
рам – безграничным обаянием
и простотой, сам прошел войну.
И воевал он яростно и бесстраш-
но. Тем, кто видел его забавного
тунеядца в «Операции Ы», труд-
но представить, что Макарыч на
поле брани превращался в насто-
ящую машину войны, унич-
тожая десятки вражеских
солдат из всех видов
оружия и даже голыми
руками. Вот лишь не-
сколько эпизодов ор-
деноносца Смирнова.
В наградном листе
от 22 июля 1943 года
на медаль «За отвагу»
указано, что Смирнов
лично уничтожил трех
гитлеровцев автоматным
огнем, будучи в разведке; заме-
нив выбывшего из строя коман-
дира миномета, вел интенсивный
огонь, благодаря чему рассеял до
двух взводов пехоты противника.
Во время прорыва немецкой
обороны 4 марта 1944 года Смир-
нов со своим взводом уничтожил
минометную батарею, станковый
пулемет и до 30 солдат про-
тивника. Взвод продви-
нулся вперед и 9 марта
овладел городомСта-
роконстантиновым.
В том бою старший
сержант Смирнов
со взводом уничто-
жили 2 станковых
пулемета,
75-мм
орудие и 35 пехо-
тинцев противника.
20 июля 1944 года
в районе высоты 283,0
противник бросил в атаку до
40 бойцов. Смирнов бросился
в бой с личным оружием, вооду-
шевляя товарищей, тем самым от-
бив атаку. В том бою немцы поте-
ряли 17 солдат, а Смирнов лично
взял в плен семь человек. Через
неделю Смирнов и трое его одно-
полчан столкнулись с группой про-
тивника из 16 человек. Немцы по-
пытались взять советских солдат
в плен, но те дали отпор, уничто-
жив девять и взяв в плен пятерых.
В ходе Висло-Одерской опе-
рации 17 января 1945 года бата-
рея Смирнова попала в засаду
в районе деревни Посташевице.
Смирнов с тремя красноармейца-
ми атаковал немцев. Алексей Ма-
карович лично уничтожил троих
и взял в плен двоих солдат против-
ника, открыв путь к дальнейшему
продвижению.
Мой дед прошел всю
войну, его уже нет, но
я очень хорошо помню,
как он отвечал на мои во-
просы про решение в свои
17 шагнуть в страшное бу-
дущее. Он просто сказал:
«Это был мой долг, и я не
мог
поступить
иначе.
У меня не было времени
на раздумья...» Наверное,
такая взрослая мотивация
в совсем незрелом юноше
помогла ему не сломаться
при всех ранениях, конту-
зиях и лишениях…
Психологическая наука
помогает нам понять, по-
чему некоторые из нас
идут выполнять свой долг,
руководствуясь важными
личными человеческими
ценностями, а кто-то ста-
вит себя и свой мир на
первое место, не обращая
внимания на нужды и по-
требности
окружающих.
У каждого человека есть
свои врожденные харак-
теристики темперамента,
и это остается неизменным
внутри нас навсегда. Есть
четыре типа темперамен-
та, люди каждого из них
в стрессовых ситуациях ве-
дут себя особенно.
Первый тип – люди
с повышенной тревожно-
стью и с желанием нахо-
диться вцентре внимания,
с определенным уровнем
экстраверсии.
Казалось
бы, именно они должны
быть первыми, кто придет
на помощь, но!.. В стрес-
се люди этого типа уходят
в себя, превращаются
в замкнутых и якобы ни-
чем не интересующимися.
Их позиция «пересидеть»
является защитным психи-
ческим механизмом. И для
них это, если не опираться
на нормы морали, пра-
вильно и верно. Не нужно
их винить, в стрессовой си-
туации они действительно
становятся неэффективны-
ми и требуют бережного
отношения к себе.
Второй тип – люди
э к с т р а в е р с и р о в а н -
ные , с п ониже н ным
уровнем
тревожности.
В обычной жизни они
сильные, властные и тре-
бовательные. Они амби-
циозны в своем поведении
и мышлении, и их мало
интересует мнение окру-
жающих. Важным остает-
ся для них власть, до тех
пор, пока они не попадают
в критическую ситуацию.
На резком и вынужденном
стрессе они превращаются
в истеричных и трусливых
людей с желанием обез
опасить себя в первую
очередь. Они готовы отка-
заться от своей идеологии,
веры, убеждений, лишь бы
им ничего не угрожало. Их
властная харизма суще-
ствует в спокойном вре-
мени, если же ситуация
меняется в сторону резко-
го и неконтролируемого
стресса, они не готовы
брать на себя ответствен-
ность, жертвовать собой
и думают только о себе.
Третий тип – люди
тихие, незаметные, ин-
троверсированные, с по-
ниженным уровнем тре-
вожности.
Они каждый
день
проводят
жизнь
в своем мире, в который
не пускают посторонних.
Не хватают звезд с неба,
и амбиции им чужды. Од-
нако же если наступают
обстоятельства, в которых
нужно принимать четкие
решения, идти на по-
мощь и резко менять свою
жизнь для сохранения бла-
га семьи, близких, страны,
именно они действуют
уверено и тихо, не требуя
никаких почестей. Надеж-
ность и стабильность таких
людей делает их не только
героями, но и лидерами.
За их молчаливой хариз-
мой люди видят силу, уве-
ренность и надежность.
Четвертый тип – люди
переживающее и ин-
троверсированные.
Они
обычно
живут
только
для того, чтобы помогать
другим. Брать ответствен-
ность на себя – это благо
для них. Они эмоциональ-
но чувствуют себя более
уверенными, когда пони-
мают, что их вклад помог
кому-то еще. И удивитель-
но, что мощная стрессовая
ситуация раскрывает их
с лучших сторон. В ситуа-
ции кризиса и необходи-
мости срочных и трудных
решений они прощаются
с эмоциями, сомнениями
и осознанно идут на жерт-
вы. Четкость и уверенность
позиции позволяет им до-
стичь невероятных резуль-
татов. Именно они стано-
вятся героями, совершают
умопомрачительные по-
ступки.
К сожалению, мы не
можем менять данный от
рождения темперамент.
Но воздействовать на ха-
рактер нам по силам. И это
нужно делать с самого дет-
ства. Два человека с одина-
ковым темпераментом, но
воспитываясь в разных се-
мьях, смогут проявить себя
отлично друг от друга во
взрослой жизни. Правиль-
ное воспитание, культура
семейных и родовых цен-
ностей позволяют взра-
щивать из малышей до-
стойных людей. Даже если
в семье было все не так
гладко, семья не воспита-
ла и не смогла привить все
хорошее и нужное, личное
дело каждого сознатель-
ного человека – исправить
недочеты прошлого и в на-
стоящем приобщать себя
и своих детей к правиль-
ному пониманию добра
и зла, к понятию веры, Ро-
дины и Отечества.
Мне кажется, это очень
важно: дать ребенку чув-
ство ответственности за то,
что когда-нибудь, возмож-
но, его незначительное
участие станет ключевым
в масштабах происходя-
щего. Такой выбор может
встать перед любым –
и в самые спокойные мир-
ные дни. Ведь, как писал
классик, в жизни всегда
есть место подвигу. День
Великой Личной Побе-
ды может и должен быть
у каждого.
ПОРТРЕТ
ГЕРОЯ
Что бы я сделал, если завтра война?
А я бы так смог? Они были какими-
то другими, не такими, как мы? Эти
вопросы всегда приходят в голову,
когда в майские дни мы особенно
часто вспоминаем подвиг старших
поколений, отстоявших страну ценой
невероятного мужества, чудовищ-
ных жертв и самоотречения. Все мы,
выросшие в благополучное время,
порой не можем представить себя на
месте наших стариков, на чью долю
выпал этот отчаянный вызов: шаг-
нуть в кровавую мясорубку войны.
А сколько было таких, кто, имея воз-
можность работать в тылу, оставать-
ся со своей семьей, тем не менее шел
в военкомат?! Сколько было тех, кто
рвался на фронт, скрывая свои бо-
лячки или истинный возраст? Наш
постоянный автор, психолог Анна Су-
хова помогает разобраться: что же
движет героями?
?
КСТАТИ
Эту знаменитую сцену из культового советского фильма «В бой
идут одни старики» сняли с одного дубля. Алексею Макаровичу
Смирнову не пришлось ничего играть. Он просто вспоминал.