Previous Page  6 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 8 Next Page
Page Background

6 ПСИХОЛОГИЯ

Актер, запомнившийся мил-

лионам своими добродушными

увальнями, а коллегам-акте-

рам – безграничным обаянием

и простотой, сам прошел войну.

И воевал он яростно и бесстраш-

но. Тем, кто видел его забавного

тунеядца в «Операции Ы», труд-

но представить, что Макарыч на

поле брани превращался в насто-

ящую машину войны, унич-

тожая десятки вражеских

солдат из всех видов

оружия и даже голыми

руками. Вот лишь не-

сколько эпизодов ор-

деноносца Смирнова.

В наградном листе

от 22 июля 1943 года

на медаль «За отвагу»

указано, что Смирнов

лично уничтожил трех

гитлеровцев автоматным

огнем, будучи в разведке; заме-

нив выбывшего из строя коман-

дира миномета, вел интенсивный

огонь, благодаря чему рассеял до

двух взводов пехоты противника.

Во время прорыва немецкой

обороны 4 марта 1944 года Смир-

нов со своим взводом уничтожил

минометную батарею, станковый

пулемет и до 30 солдат про-

тивника. Взвод продви-

нулся вперед и 9 марта

овладел городомСта-

роконстантиновым.

В том бою старший

сержант Смирнов

со взводом уничто-

жили 2 станковых

пулемета,

75-мм

орудие и 35 пехо-

тинцев противника.

20 июля 1944 года

в районе высоты 283,0

противник бросил в атаку до

40 бойцов. Смирнов бросился

в бой с личным оружием, вооду-

шевляя товарищей, тем самым от-

бив атаку. В том бою немцы поте-

ряли 17 солдат, а Смирнов лично

взял в плен семь человек. Через

неделю Смирнов и трое его одно-

полчан столкнулись с группой про-

тивника из 16 человек. Немцы по-

пытались взять советских солдат

в плен, но те дали отпор, уничто-

жив девять и взяв в плен пятерых.

В ходе Висло-Одерской опе-

рации 17 января 1945 года бата-

рея Смирнова попала в засаду

в районе деревни Посташевице.

Смирнов с тремя красноармейца-

ми атаковал немцев. Алексей Ма-

карович лично уничтожил троих

и взял в плен двоих солдат против-

ника, открыв путь к дальнейшему

продвижению.

Мой дед прошел всю

войну, его уже нет, но

я очень хорошо помню,

как он отвечал на мои во-

просы про решение в свои

17 шагнуть в страшное бу-

дущее. Он просто сказал:

«Это был мой долг, и я не

мог

поступить

иначе.

У меня не было времени

на раздумья...» Наверное,

такая взрослая мотивация

в совсем незрелом юноше

помогла ему не сломаться

при всех ранениях, конту-

зиях и лишениях…

Психологическая наука

помогает нам понять, по-

чему некоторые из нас

идут выполнять свой долг,

руководствуясь важными

личными человеческими

ценностями, а кто-то ста-

вит себя и свой мир на

первое место, не обращая

внимания на нужды и по-

требности

окружающих.

У каждого человека есть

свои врожденные харак-

теристики темперамента,

и это остается неизменным

внутри нас навсегда. Есть

четыре типа темперамен-

та, люди каждого из них

в стрессовых ситуациях ве-

дут себя особенно.

Первый тип – люди

с повышенной тревожно-

стью и с желанием нахо-

диться вцентре внимания,

с определенным уровнем

экстраверсии. 

Казалось

бы, именно они должны

быть первыми, кто придет

на помощь, но!.. В стрес-

се люди этого типа уходят

в себя, превращаются

в замкнутых и якобы ни-

чем не интересующимися.

Их позиция «пересидеть»

является защитным психи-

ческим механизмом. И для

них это, если не опираться

на нормы морали, пра-

вильно и верно. Не нужно

их винить, в стрессовой си-

туации они действительно

становятся неэффективны-

ми и требуют бережного

отношения к себе.

Второй тип – люди

э к с т р а в е р с и р о в а н -

ные , с п ониже н ным 

уровнем

тревожности.

В обычной жизни они

сильные, властные и тре-

бовательные. Они амби-

циозны в своем поведении

и мышлении, и их мало

интересует мнение окру-

жающих. Важным остает-

ся для них власть, до тех

пор, пока они не попадают

в критическую ситуацию.

На резком и вынужденном

стрессе они превращаются

в истеричных и трусливых

людей с желанием обез­

опасить себя в первую

очередь. Они готовы отка-

заться от своей идеологии,

веры, убеждений, лишь бы

им ничего не угрожало. Их

властная харизма суще-

ствует в спокойном вре-

мени, если же ситуация

меняется в сторону резко-

го и неконтролируемого

стресса, они не готовы

брать на себя ответствен-

ность, жертвовать собой

и думают только о себе.

Третий тип – люди

тихие, незаметные, ин-

троверсированные, с по-

ниженным уровнем тре-

вожности.

Они каждый

день

проводят

жизнь

в своем мире, в который

не пускают посторонних.

Не хватают звезд с неба,

и амбиции им чужды. Од-

нако же если наступают

обстоятельства, в которых

нужно принимать четкие

решения, идти на по-

мощь и резко менять свою

жизнь для сохранения бла-

га семьи, близких, страны,

именно они действуют

уверено и тихо, не требуя

никаких почестей. Надеж-

ность и стабильность таких

людей делает их не только

героями, но и лидерами.

За их молчаливой хариз-

мой люди видят силу, уве-

ренность и надежность.

Четвертый тип – люди

переживающее и ин-

троверсированные.

Они

обычно

живут

только

для того, чтобы помогать

другим. Брать ответствен-

ность на себя – это благо

для них. Они эмоциональ-

но чувствуют себя более

уверенными, когда пони-

мают, что их вклад помог

кому-то еще. И удивитель-

но, что мощная стрессовая

ситуация раскрывает их

с лучших сторон. В ситуа-

ции кризиса и необходи-

мости срочных и трудных

решений они прощаются

с эмоциями, сомнениями

и осознанно идут на жерт-

вы. Четкость и уверенность

позиции позволяет им до-

стичь невероятных резуль-

татов. Именно они стано-

вятся героями, совершают

умопомрачительные по-

ступки.

К сожалению, мы не

можем менять данный от

рождения темперамент.

Но воздействовать на ха-

рактер нам по силам. И это

нужно делать с самого дет-

ства. Два человека с одина-

ковым темпераментом, но

воспитываясь в разных се-

мьях, смогут проявить себя

отлично друг от друга во

взрослой жизни. Правиль-

ное воспитание, культура

семейных и родовых цен-

ностей позволяют взра-

щивать из малышей до-

стойных людей. Даже если

в семье было все не так

гладко, семья не воспита-

ла и не смогла привить все

хорошее и нужное, личное

дело каждого сознатель-

ного человека – исправить

недочеты прошлого и в на-

стоящем приобщать себя

и своих детей к правиль-

ному пониманию добра

и зла, к понятию веры, Ро-

дины и Отечества.

Мне кажется, это очень

важно: дать ребенку чув-

ство ответственности за то,

что когда-нибудь, возмож-

но, его незначительное

участие станет ключевым

в масштабах происходя-

щего. Такой выбор может

встать перед любым –

и в самые спокойные мир-

ные дни. Ведь, как писал

классик, в жизни всегда

есть место подвигу. День

Великой Личной Побе-

ды может и должен быть

у каждого.

ПОРТРЕТ

ГЕРОЯ

Что бы я сделал, если завтра война?

А я бы так смог? Они были какими-

то другими, не такими, как мы? Эти

вопросы всегда приходят в голову,

когда в майские дни мы особенно

часто вспоминаем подвиг старших

поколений, отстоявших страну ценой

невероятного мужества, чудовищ-

ных жертв и самоотречения. Все мы,

выросшие в благополучное время,

порой не можем представить себя на

месте наших стариков, на чью долю

выпал этот отчаянный вызов: шаг-

нуть в кровавую мясорубку войны.

А сколько было таких, кто, имея воз-

можность работать в тылу, оставать-

ся со своей семьей, тем не менее шел

в военкомат?! Сколько было тех, кто

рвался на фронт, скрывая свои бо-

лячки или истинный возраст? Наш

постоянный автор, психолог Анна Су-

хова помогает разобраться: что же

движет героями?

?

КСТАТИ

Эту знаменитую сцену из культового советского фильма «В бой

идут одни старики» сняли с одного дубля. Алексею Макаровичу

Смирнову не пришлось ничего играть. Он просто вспоминал.