4 ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ: ТОЛЬКО У НАС
ТРИ КОНВЕРТА
– Игорь Иванович, до по-
лета Гагарина, о чем меч-
тали советские дети? Кем
мечтали стать вы?
– Как любой мальчишка
послевоенного
времени
я мечтал стать военным.
Тем более мой отец про-
шел всю войну в пехоте,
вернулся от стен Рейхстага
с пятью ранениями и тремя
контузиями, затем борол-
ся с бандеровскими бан-
дами на Западе Украины.
Начал рядовым, окончил
капитаном. Я же очень
хотел стать летчиком или
моряком! Даже поступал
в эти училища. Конкурс
был сумасшедший, папы-
офицеры привозили туда
своих парней. У меня же не
было покровительства. На
медкомиссии обнаружили
у меня косоглазие
(смеет-
ся)
и отправили восвояси.
Потом кто только ни пы-
тался найти это косогла-
зие – не получилось. Я стал
артиллеристом, а позднее
стратегическим и космиче-
ским ракетчиком.
– Где вас застало
12 апреля 1961-го?
– Я выступал на ком-
сомольской конференции
43-й ракетной армии в Вин-
нице. Только я поднялся на
трибуну и начал произно-
сить слова благодарности
партии и советскому пра-
вительству, меня прерва-
ли. Началось оживление,
все забегали. Вдруг прямо
в зале включают динамик
и раздается красивый голос
Левитана, который я пом-
нил еще с военных лет:
«Пилотом-космонавтом
космического
корабля-
спутника «Восток» является
гражданин Союза Совет-
ских
Социалистических
Республик, летчик – майор
Гагарин...»
Естественно,
конференция на этом и за-
кончилась, все выбежали
на улицу! Настроение у все-
го народа было потрясаю-
щее. Быстро организовали
салют. Думаю, что, кроме
наших недругов, радовался
весь мир!
– Недругов?
– Для американцев мы
неожиданно взлетели. Все
происходило в обстанов-
ке строгой секретности.
Они, конечно, рассчитыва-
ли быть первыми. В США
узнали о полете Гагарина
через 25 минут после взле-
та. Некоторое время связь
с «Востоком» не поддер-
живалась, и только камчат-
скому контрольно-измери-
тельному комплексу дали
получить данные с корабля
и передать в центр. Амери-
канцы их перехватили – мы
специально на это пошли,
чтобы ни у кого не возника-
ло никаких сомнений.
– И в СССР никто ничего
не знал?
– Конечно! Например,
в день запуска в ТАСС от-
везли три письма: пер-
вое – про подвиг, что полет
завершился успешно, вто-
рое – на случай нештатной
ситуации: не там призем-
лился, травма и прочее,
а в третьем конверте – текст
на случай гибели космо-
навта. После приземления
Гагарина второе и третье
письма были уничтожены.
БОТИНКИ
ГАГАРИНА
– У вас были друзья среди
космонавтов из первого
отряда, вам довелось ра-
ботать с теми, кто готовил
полет Гагарина. Как шел
отбор кандидатов на пер-
вый полет?
–
Специальная
ко-
миссия отобрала в авиа
ционных частях более
200 офицеров летчиков-
истребителей. Все они
прошли множество тестов,
проверялась
физическая
подготовка,
умственные
качества, психологические
характеристики – множе-
ство параметров. Из них
отобрали 20 человек – это
и был первый отряд. Впо-
следствии в космос слетали
12. Восемь по разным при-
чинам не полетели. Один
из восьми погиб – Валентин
Бондаренко. Трагическая
случайность
произошла
во время тренировки: он
сгорел в барокамере. Шар-
фик попал на обогреватель
(в камере было очень хо-
лодно), Валентин получил
смертельные ожоги.
Из дюжины космонав-
тов сейчас в строю четверо:
Виктор Горбатко, Алексей
Леонов, Борис Волынов,
Валерий Быковский. Я их
всех хорошо знаю, изуми-
тельные ребята, конечно,
все немного повзрослели…
– Почему именно Гага-
рин?
– Гагарина выбрали
вовсе не по каким-то эмо-
циональным
причинам.
В пользу него свидетель-
ствовал объективный кон-
троль, который постоянно
вели приборы и специали-
сты. Ему пришлось прой-
ти около 70 различных
испытаний. И еще: в от-
ряде как-то провели само-
деятельный опрос: кому
лететь? Гагарин ответил:
«Бате». Так звали самого
опытного – Павла Беляева.
Все остальные сказали: «Га-
гарину».
Есть и другие истории.
Одну такую мне рассказал
второй космонавт планеты
Герман Титов – мой очень
большой друг, мы дружили
семьями… До сих пор не
могу поверить, что его нет…
Накануне запуска Сер-
гей Павлович Королев
решил показать космонав-
там корабль, кабину, дать
почувствовать им их ло
жемент. Это сейчас ложе-
мент делается под каждого
космонавта, а тогда дела-
лось иначе – все кандида-
ты были одной комплек-
ции, одного веса. На старт
Королев привез шестерых
кандидатов на полет (Га-
гарина, Титова, Николае-
ва, Поповича, Быковского
и Нелюбова) и приказал по
очереди подняться в при-
стыкованный корабль. Ког-
да пришел черед Гагарина,
он подошел к лестнице,
снял ботинки и в одних но-
сках поднялся наверх.
Потом Сергей Павло-
вич построил их, выслушал
мнения по кораблю. А в за-
вершение произнес: «Те-
перь послушайте, что я вам
скажу. Видели, что сделал
Юра? Вот как нужно отно-
ситься к труду наших уче-
ных, наших рабочих, тех,
кто придумал и построил
корабль!»
Как мне Герман до-
казывал в свое время, это
сыграло решающую роль.
Ведь слово оставалось за
Королевым как за гене-
ральным
конструктором
и техническим руководите-
лем Госкомиссии. 8 апреля
состоялось заседание, где
были рассмотрены канди-
даты на первый полет. Вы-
брали Гагарина, дублером
стал Герман Степанович.
Они шли после комиссии
молча, не разговаривали.
Конечно, Герману хотелось
быть первым, как и каждо-
му человеку. Но двух пер-
вых мест не бывает. Герман
был не завистливый, по-
здравил друга, пожелал
удачи.
Был еще очень талант-
ливый парень – Григорий
Григорьевич Нелюбов. Он
также мог претендовать на
№ 1. О нем не вспоминают,
но про него мне много рас-
сказывал космонавт Петр
Ильич Климук. Как говорят,
Никита Хрущев сказал тог-
да: «Был бы он Любов…»
Жизнь сломала этого чело-
века, он так и не полетел,
вскоре трагически погиб…
ВТОРОЙ
– А Титов полетел…
– Считаю, Герман Степа-
нович по-своему первый.
Да, Юрий Алексеевич пер-
вым притронулся к космосу
и пошел на риск из-за ис-
пытанной не до конца тех-
ники. Сам ракетоноситель
нормальный, а корабль
нуждался в доработке! Ког-
да закрывали люк, долго
не гас индикатор, который
показывал, что корабль
негерметичен. И Королев
сказал об этом сидящему
в корабле Гагарину.
6 августа 1961-го, когда
в полет отправился Титов,
техника была вся та же.
Королев предполагал от-
править Германа на три
витка, но было и другое
мнение – запустить его на
сутки. Сергей Павлович
колебался, ведь первый
полет продолжался всего
полтора часа, и спросил
Германа: выдержишь сут-
ки? Тот ответил: выдержу!
Благодаря его полету по-
явилась возможность по-
смотреть на суточный цикл
жизни человека в космосе:
еда, сон, естественные по-
требности, работа…
– Он смог заснуть в этих
условиях?
– Да, он спал, не очень
сладко, но спал. Полет был
тяжелый. Были сильные
качки, колебался весь ко-
рабль. Никто не мог понять
всех этих явлений. Разность
температур – на солнеч-
ной стороне очень жарко,
в тени корабль замерзал.
Это же не современная
МКС – красивейший дом!
В полете у него началась
сильнейшая рвота. Рвот-
ные массы опоясывали
горло…
Обалденный был чело-
век, сильный, мужествен-
ный, умница. Всегда доби-
вался поставленной цели,
никогда ни перед чем не
пасовал. Поэт, писатель...
Людей очень любил, всег-
да помогал. Многие обра-
щались с просьбами. На-
пример, ни у кого не было
телефонов в квартирах, это
было просто невозможно
в то время. Но Герман бла-
годаря своим связям всегда
помогал. Он обладал ко-
лоссальным авторитетом,
после гибели Гагарина он
же стал первым!
У него было прекрасное
чувство юмора. Однаж-
ды мы вместе с ним были
в Москве в качестве деле-
гатов съезда комсомола.
Жили в гостинице «Мо-
сква»! Я, подполковник,
приехал из далекого гар-
низона, он – из Звездного
городка. Выходим из гости-
ницы, он гордо идет со сво-
ей звездой Героя. Смотрю,
туча народу летит, обсту-
пили! Он начал давать ав-
тографы. Я пошел дальше,
вдруг вижу: вся толпа за
мной бежит, все суют руч-
ТРЕТИИ СОЮЗНИК
В канун юбилея полета Гагарина легендарный Игорь Ивано-
вич Куринной – генерал-лейтенант космических войск, в про-
шлом заместитель председателя Государственной комиссии
по пилотируемому космосу, один из главных идеологов со-
ветской и российской космонавтики, – рассказывает о пер-
вых покорителях, о своем друге Германе Титове, о секретах
«Бурана», о противостоянии с США. И развивая мысль Алек-
сандра III, называет третьего союзника России – Воздушно-
космические силы.
Игорь Куринной и Герман Титов. Конец 80-х годов
Куринной Игорь Иванович
родился
6 августа 1938 года в поселке Банное
Донецкой
области.
Генерал-лейте-
нант. С февраля 2012 года ведущий
инструктор Министерства обороны РФ.
В 1958 году окончил 1-е Ленинградское
артиллерийское училище. В период Ка-
рибского кризиса 1962 года участвовал
в стратегической операции «Анадырь».
В 1967 году окончил Военно-политиче-
скую академию им. Ленина, ракетный
факультет. Прошел путь от комвзвода до
члена Военного совета – начальника по-
литуправления космических войск. В те-
чение ряда лет был заместителем пред-
седателя госкомиссии по пилотируемой
космонавтике. Лично участвовал в под-
готовке и запуске 39 космонавтов. Член
госкомиссии по созданию и испытаниям
системы «Энергия-Буран». Академик
Российской академии космонавтики.
Награжден орденами Октябрьской ре-
волюции, Трудового Красного Знамени,
орденами и медалями СССР, России и за-
рубежных стран.
СПРАВКА