Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

4 ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ: ТОЛЬКО У НАС

ТРИ КОНВЕРТА

– Игорь Иванович, до по-

лета Гагарина, о чем меч-

тали советские дети? Кем

мечтали стать вы?

– Как любой мальчишка

послевоенного

времени

я мечтал стать военным.

Тем более мой отец про-

шел всю войну в пехоте,

вернулся от стен Рейхстага

с пятью ранениями и тремя

контузиями, затем борол-

ся с бандеровскими бан-

дами на Западе Украины.

Начал рядовым, окончил

капитаном. Я же очень

хотел стать летчиком или

моряком! Даже поступал

в эти училища. Конкурс

был сумасшедший, папы-

офицеры привозили туда

своих парней. У меня же не

было покровительства. На

медкомиссии обнаружили

у меня косоглазие

(смеет-

ся)

и отправили восвояси.

Потом кто только ни пы-

тался найти это косогла-

зие – не получилось. Я стал

артиллеристом, а позднее

стратегическим и космиче-

ским ракетчиком.

– Где вас застало

12 апреля 1961-го?

– Я выступал на ком-

сомольской конференции

43-й ракетной армии в Вин-

нице. Только я поднялся на

трибуну и начал произно-

сить слова благодарности

партии и советскому пра-

вительству, меня прерва-

ли. Началось оживление,

все забегали. Вдруг прямо

в зале включают динамик

и раздается красивый голос

Левитана, который я пом-

нил еще с военных лет:

«Пилотом-космонавтом

космического

корабля-

спутника «Восток» является

гражданин Союза Совет-

ских

Социалистических

Республик, летчик – майор

Гагарин...»

Естественно,

конференция на этом и за-

кончилась, все выбежали

на улицу! Настроение у все-

го народа было потрясаю-

щее. Быстро организовали

салют. Думаю, что, кроме

наших недругов, радовался

весь мир!

– Недругов?

– Для американцев мы

неожиданно взлетели. Все

происходило в обстанов-

ке строгой секретности.

Они, конечно, рассчитыва-

ли быть первыми. В США

узнали о полете Гагарина

через 25 минут после взле-

та. Некоторое время связь

с «Востоком» не поддер-

живалась, и только камчат-

скому контрольно-измери-

тельному комплексу дали

получить данные с корабля

и передать в центр. Амери-

канцы их перехватили – мы

специально на это пошли,

чтобы ни у кого не возника-

ло никаких сомнений.

– И в СССР никто ничего

не знал?

– Конечно! Например,

в день запуска в ТАСС от-

везли три письма: пер-

вое – про подвиг, что полет

завершился успешно, вто-

рое – на случай нештатной

ситуации: не там призем-

лился, травма и прочее,

а в третьем конверте – текст

на случай гибели космо-

навта. После приземления

Гагарина второе и третье

письма были уничтожены.

БОТИНКИ

ГАГАРИНА

– У вас были друзья среди

космонавтов из первого

отряда, вам довелось ра-

ботать с теми, кто готовил

полет Гагарина. Как шел

отбор кандидатов на пер-

вый полет?

Специальная

ко-

миссия отобрала в авиа­

ционных частях более

200 офицеров летчиков-

истребителей. Все они

прошли множество тестов,

проверялась

физическая

подготовка,

умственные

качества, психологические

характеристики – множе-

ство параметров. Из них

отобрали 20 человек – это

и был первый отряд. Впо-

следствии в космос слетали

12. Восемь по разным при-

чинам не полетели. Один

из восьми погиб – Валентин

Бондаренко. Трагическая

случайность

произошла

во время тренировки: он

сгорел в барокамере. Шар-

фик попал на обогреватель

(в камере было очень хо-

лодно), Валентин получил

смертельные ожоги.

Из дюжины космонав-

тов сейчас в строю четверо:

Виктор Горбатко, Алексей

Леонов, Борис Волынов,

Валерий Быковский. Я их

всех хорошо знаю, изуми-

тельные ребята, конечно,

все немного повзрослели…

– Почему именно Гага-

рин?

– Гагарина выбрали

вовсе не по каким-то эмо-

циональным

причинам.

В пользу него свидетель-

ствовал объективный кон-

троль, который постоянно

вели приборы и специали-

сты. Ему пришлось прой-

ти около 70 различных

испытаний. И еще: в от-

ряде как-то провели само-

деятельный опрос: кому

лететь? Гагарин ответил:

«Бате». Так звали самого

опытного – Павла Беляева.

Все остальные сказали: «Га-

гарину».

Есть и другие истории.

Одну такую мне рассказал

второй космонавт планеты

Герман Титов – мой очень

большой друг, мы дружили

семьями… До сих пор не

могу поверить, что его нет…

Накануне запуска Сер-

гей Павлович Королев

решил показать космонав-

там корабль, кабину, дать

почувствовать им их ло­

жемент. Это сейчас ложе-

мент делается под каждого

космонавта, а тогда дела-

лось иначе – все кандида-

ты были одной комплек-

ции, одного веса. На старт

Королев привез шестерых

кандидатов на полет (Га-

гарина, Титова, Николае-

ва, Поповича, Быковского

и Нелюбова) и приказал по

очереди подняться в при-

стыкованный корабль. Ког-

да пришел черед Гагарина,

он подошел к лестнице,

снял ботинки и в одних но-

сках поднялся наверх.

Потом Сергей Павло-

вич построил их, выслушал

мнения по кораблю. А в за-

вершение произнес: «Те-

перь послушайте, что я вам

скажу. Видели, что сделал

Юра? Вот как нужно отно-

ситься к труду наших уче-

ных, наших рабочих, тех,

кто придумал и построил

корабль!»

Как мне Герман до-

казывал в свое время, это

сыграло решающую роль.

Ведь слово оставалось за

Королевым как за гене-

ральным

конструктором

и техническим руководите-

лем Госкомиссии. 8 апреля

состоялось заседание, где

были рассмотрены канди-

даты на первый полет. Вы-

брали Гагарина, дублером

стал Герман Степанович.

Они шли после комиссии

молча, не разговаривали.

Конечно, Герману хотелось

быть первым, как и каждо-

му человеку. Но двух пер-

вых мест не бывает. Герман

был не завистливый, по-

здравил друга, пожелал

удачи.

Был еще очень талант-

ливый парень – Григорий

Григорьевич Нелюбов. Он

также мог претендовать на

№ 1. О нем не вспоминают,

но про него мне много рас-

сказывал космонавт Петр

Ильич Климук. Как говорят,

Никита Хрущев сказал тог-

да: «Был бы он Любов…»

Жизнь сломала этого чело-

века, он так и не полетел,

вскоре трагически погиб…

ВТОРОЙ

– А Титов полетел…

– Считаю, Герман Степа-

нович по-своему первый.

Да, Юрий Алексеевич пер-

вым притронулся к космосу

и пошел на риск из-за ис-

пытанной не до конца тех-

ники. Сам ракетоноситель

нормальный, а корабль

нуждался в доработке! Ког-

да закрывали люк, долго

не гас индикатор, который

показывал, что корабль

негерметичен. И Королев

сказал об этом сидящему

в корабле Гагарину.

6 августа 1961-го, когда

в полет отправился Титов,

техника была вся та же.

Королев предполагал от-

править Германа на три

витка, но было и другое

мнение – запустить его на

сутки. Сергей Павлович

колебался, ведь первый

полет продолжался всего

полтора часа, и спросил

Германа: выдержишь сут-

ки? Тот ответил: выдержу!

Благодаря его полету по-

явилась возможность по-

смотреть на суточный цикл

жизни человека в космосе:

еда, сон, естественные по-

требности, работа…

– Он смог заснуть в этих

условиях?

– Да, он спал, не очень

сладко, но спал. Полет был

тяжелый. Были сильные

качки, колебался весь ко-

рабль. Никто не мог понять

всех этих явлений. Разность

температур – на солнеч-

ной стороне очень жарко,

в тени корабль замерзал.

Это же не современная

МКС – красивейший дом!

В полете у него началась

сильнейшая рвота. Рвот-

ные массы опоясывали

горло…

Обалденный был чело-

век, сильный, мужествен-

ный, умница. Всегда доби-

вался поставленной цели,

никогда ни перед чем не

пасовал. Поэт, писатель...

Людей очень любил, всег-

да помогал. Многие обра-

щались с просьбами. На-

пример, ни у кого не было

телефонов в квартирах, это

было просто невозможно

в то время. Но Герман бла-

годаря своим связям всегда

помогал. Он обладал ко-

лоссальным авторитетом,

после гибели Гагарина он

же стал первым!

У него было прекрасное

чувство юмора. Однаж-

ды мы вместе с ним были

в Москве в качестве деле-

гатов съезда комсомола.

Жили в гостинице «Мо-

сква»! Я, подполковник,

приехал из далекого гар-

низона, он – из Звездного

городка. Выходим из гости-

ницы, он гордо идет со сво-

ей звездой Героя. Смотрю,

туча народу летит, обсту-

пили! Он начал давать ав-

тографы. Я пошел дальше,

вдруг вижу: вся толпа за

мной бежит, все суют руч-

ТРЕТИИ СОЮЗНИК

В канун юбилея полета Гагарина легендарный Игорь Ивано-

вич Куринной – генерал-лейтенант космических войск, в про-

шлом заместитель председателя Государственной комиссии

по пилотируемому космосу, один из главных идеологов со-

ветской и российской космонавтики, – рассказывает о пер-

вых покорителях, о своем друге Германе Титове, о секретах

«Бурана», о противостоянии с США. И развивая мысль Алек-

сандра III, называет третьего союзника России – Воздушно-

космические силы.

Игорь Куринной и Герман Титов. Конец 80-х годов

Куринной Игорь Иванович

родился

6 августа 1938 года в поселке Банное

Донецкой

области.

Генерал-лейте-

нант. С февраля 2012 года ведущий

инструктор Министерства обороны РФ.

В 1958 году окончил 1-е Ленинградское

артиллерийское училище. В период Ка-

рибского кризиса 1962 года участвовал

в стратегической операции «Анадырь».

В 1967 году окончил Военно-политиче-

скую академию им. Ленина, ракетный

факультет. Прошел путь от комвзвода до

члена Военного совета – начальника по-

литуправления космических войск. В те-

чение ряда лет был заместителем пред-

седателя госкомиссии по пилотируемой

космонавтике. Лично участвовал в под-

готовке и запуске 39 космонавтов. Член

госкомиссии по созданию и испытаниям

системы «Энергия-Буран». Академик

Российской академии космонавтики.

Награжден орденами Октябрьской ре-

волюции, Трудового Красного Знамени,

орденами и медалями СССР, России и за-

рубежных стран.

СПРАВКА